Марьина Роща. Часть 1

Прогуливаясь по району Марьина роща, можно увидеть, как причудливо переплетаются в одном месте разные эпохи жизни нашей страны.

Армянский храмовый комплекс.

Район Марьина Роща долгое время был далёкой и опаснейшей окраиной столицы. Много веков назад на его месте были густые леса, в которых на берегу реки Копытовка одиноко стояла деревня Марьино. Её название связывают с дочерью князя Черкасского, которому в XVII веке принадлежало поселение. Существует и более красивая легенда, согласно которой в густых лесах рядом с деревней обитала шайка разбойников, которой руководила некая Маша.

При прокладке камер-коллежского вала в 1742 году лес вырубили, и от него остались только рощи, которые стали излюбленным местом народных гуляний. В 1829 году «Московский Альманах» писал: «Густота рощи, совершенно одетой зеленью, предлагает приятную прогулку, здесь несколько вёрст в окружности со всеми прелестями неподкрашенной природы». Однако эти места по-прежнему оставались далёкой окраиной Москвы. В те времена как таковой город в привычном для нас представлении, с каменными домами, витринами магазинов и уличными фонарями начинался только внутри Садового кольца, и что уж говорить о Марьиной Роще?

Здесь были кладбища, где хоронили бедняков, лечебница для нищих, а после крестьянской реформы 1861 года рощи были вырублены, и земли стали сдавать в аренду маленькими частями, под мелкое строительство. Возводились на них в основном одно- и двухэтажные деревянные дома для бедноты, и вскоре здесь появились трущобы со всеми сопутствующими им преступлениями. После того, как по району прошла железная дорога Москва-Петербург, Марьина Роща оказалась отрезана от Останкино, а когда в начала XX века здесь же прошла Виндавская линия, район превратился в тупик, и к нему вернулась бандитская слава.

Марьина Роща оставалась одним из самых криминальных районов Москвы вплоть до 1940-х годов. Эту эпоху увековечили в своей книге «Эра Милосердия» братья Вайнеры. Интересно, что знаменитая банда «Чёрная кошка» — отнюдь не выдумка. В 20–30 годах она и правда орудовала на улицах этого московского захолустья.

АиФ.ru приглашает на прогулку по одному из старейших районов столицы.

Благородные девицы и Веничка Ерофеев

Площадь Борьбы была названа так в память о тяжелейших боях, которые шли здесь во время Октябрьской революции. До этого она называлась Александровской, по Александровскому институту благородных девиц, открытому в этом районе в начале XIX века. Сегодня о благородных девицах здесь не напоминает ничего: главная достопримечательность современной площади — это памятник Венедикту Ерофееву и его поэме «Москва-Петушки» о трагических, философских и сакральных поисках алкоголиком счастья и любви.

Монумент состоит из двух статуй: собственно, памятника лирическому герою поэмы, который, напившись, облокотился на указатель с надписью «Москва», и молодой красивой девушки, которая ждёт его в Петушках. Первоначально памятник Веничке был установлен на Курском вокзале, а девушке — в Петушках, но безразличные к современной русской литературе граждане стали их осквернять. Возкальное начальство отказалось охранять монумент, и статуи было решено перенести в тихий скверик на площади Борьбы. Какое отношение этот скверик имеет к Ерофееву? Здесь герой поэмы «выпил стакан кориандровой по пути с Каляевской на вокзал».

Памятник был создан на средства винзавода «Кристалл», о чём гласит торжественная надпись на его основании. Также на нём выведена циатата из поэмы: «Не стоит доверять мнению человека, который не успел опохмелиться». Создатели памятника предусмотрели вокруг него скамейки, на которых студенты многочисленных вузов в округе, фанаты творчества Ерофеева и простые алкоголики распивают спиртные напитки. Впрочем, строителями создан и специальный въезд для машин ДПС, которые с завидной периодичностью и внезапностью появляются у памятника. Зимой дворники сбрасывают снег прямо к постаменту, и Веничка погружается в него по горло, а каждой весной на шею герою поэмы неизвестные зачем-то вешают зелёный галстук.

Божедомья и родина Достоевского

Но всё же самый известный писатель, чья жизнь была связана с Марьиной Рощей, — это не Венедикт Ерофеев, а Фёдор Достоевский, который родился в начале Божедомки в 1821 году. Сегодня эту улицу, переименованную в честь одного из главных классиков русской литературы, с правой стороны занимает НИИ фтизиопульмонологии московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, где в том числе диагностируют и лечат туберкулез. Так как лежат здесь больные и с открытой его формой, красивейшие внутренние территории больницы отгорожены со стороны улицы Образцова высоким бетонным забором. Впрочем, попасть сюда днём не составляет особого труда: в часы приёма ворота больницы открыты для посетителей.

Божедомкой улицу назвали потому, что в XVIII веке здесь находился «убогий» дом, куда свозили со всей округи неопознанные тела странников, нищих и убитых — другими словами, невостребованных покойников. В те времена хоронить их на территории церковных кладбищ было не принято, и поэтому их зарывали в общие могилы — «божедомья». В 1804 году по повелению жены Павла I императрицы Марии Фёдоровны здесь была построена больница для бедных. Это красивейшее здание в стиле русского классицизма стало одним из первых каменных строений в беднейшем районе Москвы. Сохранилось оно и до наших дней.

Отец Достоевского работал в больнице штаб-лекарем и занимал во флигеле служебную квартиру, в которой появился на свет и прожил первые годы жизни писатель. Здесь же, в больничной церкви, Достоевский принял крещение. По воспоминаниям писателя и его брата, воспитывались они в строгости, редко покидая территорию больницы из-за опасности района, постоянно находясь в поле зрения взрослых. Впрочем, украдкой маленькому Фёдору всё же удавалось общаться с пациентами больницы, и именно это сформировало его личность, дало материал для будущих произведений: тема бедности, неустроенности, балансирования на грани жизни и смерти красной нитью прошла через всё творчество писателя.

Музей-квартира писателя была открыта в 1928 году, а в 1936 году во двор больницы с Цветного бульвара перенесли памятник Достоевскому работы сульптора Меркулова. От обстановки квартиры, где прошло детство писателя, осталось довольно мало предметов, хотя сама она никогда не перестраивалась. Некоторые экспонаты переданы Петербургским музеем Достоевского. Скудную обстановку квартиры дополняют воспоминания писателя о детстве, развешанные на стенах. В музее проходят литературные и музыкальные вечера, лекции о творчестве писателя. 

Самый большой театр в Европе

В начале улицы Достоевского высится огромный театр Российской армии, который напоминает не то древнегреческий храм, не то египетскую пирамиду с элементами русского народного зодчества. Это здание — уникальный пример сталинского ампира, один из самых крупных проектов, которые удалось закончить в СССР до Великой Отечественной войны (строительство велось с 1934 по 1940 год).

Здание в форме огромной пятиконечной звезды насчитывает 10 этажей на поверхности и 10 подземных ярусов. В большом зале может поместиться 1520 зрителей, а в малом — 400. Сцена в этом театре — самая большая в Европе. Она создавалась для массовых сцен народных восстаний, во время которых на ней схлёстывались в боях сотни человек и даже скакали лошади.

Театр Советской Армии был одним из самых сильных в СССР и по игре актёров, и с точки зрения технического оснащения, масштабности спектаклей: здесь было два поворотных круга на сцене, которые позволяли быстро менять декорации, создавать постановки невиданных масштабов. До 1961 года театром руководил Алексей Попов, а потом на смену ему пришёл его сын Андрей Попов, который продолжал дело отца до 1983 года. Труппа театра состояла из лучших актёров своего времени: Любови Добржанской, Антония Ходурского, Людмилы Касаткиной, Нины Сазоновой, Николая Пастухова.

После распада СССР огромные размеры сцены сослужили театру плохую службу: поставить на ней камерный спектакль было трудно, а вместе с падением интереса к театру упала и посещаемость. В 1990-е годы театр представлял удручающее зрелище: колонны покрывались плесенью и мхом, на улице догнивали выброшенные декорации, а пятиконечные звёзды на оконных решетках медленно ржавели. В 2008 году началась реконструкция здания, в ходе которой были обновлены фасады и интерьеры.

Сегодня ЦАТР — один из главных академических театров в России, и основной упор в репертуаре сделан на классические спектакли, которые с возвращением интереса зрителей к театральному искусству стали довольно популярны. Из премьер этого сезона — лирическая драма по пьесе Д. Сарман «Ма-Мурэ» с Ларисой Голубкинойв главной роли, «Сон в летнюю ночь» (В. Шекспир) и новый мюзикл «Пола Негри». Для детей вот уже несколько десятков лет в ЦАТРе продолжает идти спектакль «Доктор Айболит». 



В 1982 году, к 250-летию великого полководца, на площади перед театром был установлен памятник Суворову по проекту Олега Комова. Скульптор отошёл от классического представления Суворова как героя войны и уделил огромное внимание деталям: например, скульптура Суворова «носит» только один орден Святой Анны, — единственный, который полководец носил в реальной жизни. Внешность Суворова восстанавливалась по воспоминаниям современников и прижизненным портретам. Не случайно выбрано и место для памятника: во времена Суворова здесь находился инвалидный дом для военных ветеранов. Перед монументом установлены декоративные пушки, вмонтированные в гранитные плиты. При этом ручки на них вытерты до блеска: каждый прохожий пытается оторвать их от земли.

Парк и ядерная боеголовка

Через дорогу от театра, на улице Советской армии, расположен Екатерининский парк, который в народе по-прежнему называют ЦДСА (парк Центрального Дома Советской Армии). Здесь есть большой пруд с утками, где в тёплую погоду можно покататься на лодке, теннисные корты, летнее кафе и планетарий, в который можно попасть по записи. Кроме того, для пенсионеров здесь проходят танцевальные вечера. Рядом с парком расположен Культурный центр Вооружённых сил Российской Федерации, который занимает здание бывшего Московского Екатерининского института благородных девиц.

Это учебное заведение, как и больница для бедных, было создано в 1802 году при содействии императрицы Марии Фёдоровны. Студентки получали лучшее по тем временам образование, что позволяло им в будущем самим обеспечивать себе достойную жизнь. Важно, что поступить в институт могла девушка и не из богатой семьи: для них в институте существовало Александровское отделение, которое с 1842 года было выделено в самостоятельное мещанское училище, а в 1891 году преобразовано в Александровский женский институт. Многие выпускницы института прославили свою alma mater, став известными переводчицами, педагогами, журналистками и просто хорошими гражданами своей страны. После революции институт был ликвидирован.

Снимок сделан между 1880−1917 годами.

К Екатерининскому парку прилегает Центральный музей российской армии. Из экспонатов — оружие и личные вещи героев войны, трофеи (например, вещи из кабинета Гитлера), знамёна, плакаты военных времён, карты военных действий и другие экспонаты, посвящённые российской и советской армии.

На входе в музей установлен знаменитый средний танк второй мировой войны Т-34, 152-мм гаубица образца 1943 года и межконтинентальная баллистическая ракета-носитель для ядерных боеголовок Р-9А. На открытой площадке рядом с музеем выставлено множество бронетехники, боевых самолётов и вертолётов, ракет и даже небольшой торпедный катер. До 2010 года вход на открытую площадку был бесплатным, но в последние годы попасть на неё можно только через главное здание музея. 

Рядом с музеем находится Студия военных художников имени М. Б. Грекова — уникальный творческий коллектив, где под одной крышей работают тридцать мастеров живописи, графики и скульптуры. Напротив него расположен Центральный НИИ Автоматики и Гидравлики, который в том числе занимается разработкой систем инициирования для ядерного вооружения (говоря простым языком — кнопок запуска).

Параллельно улице Советской армии проходит Октябрьская улица, которая также примечательна несколькими заведениями. В начале улицы находится знаменитый ресторан «В темноте», где работают незрячие официанты, а трапеза проходит в чёрной комнате без какого-либо света. Посетители уверяют, что в полной темноте меняется вкус еды, по-другому воспринимается речь собеседника. 

Напротив ресторана находится один из самых маленьких театров в мире, детский театр «Тень». Его зрительный зал рассчитан всего на нескольких детей с родителями, причём записываться на спектакль нужно за несколько недель. Стоимость группового билета на 5 человек — от 6 до 6,5 тысяч рублей. Рядом с театром расположен один из лучших винных подвалов Москвы, где продают недорогие крымские вина, а чуть далее — магазин австрийских вин, чуть дороже.

В советские времена на улице было построено несколько панельных высотных домов, но сохранились и здания XIX века, которые позволяют представить, как она выглядела 100 лет назад, когда носила название Алесандровской, всё по тому же Александровскому институту.

Парк на месте кладбища

На Трифоновской улице, на которую можно попасть, повернув с Октябрьской улицы направо, находится один из старейших храмов Москвы, Церковь Трифона в Напрудном, построенная в конце XV века. Кроме того, здесь расположен армянский культурный центр, построенный между 1996 и 2012 годами. В его состав входит Кафедральный собор Преображения Господня — самый крупный армянский храм в Москве. На улице в основном возведены панельные дома советской эпохи, но есть и один старый (д. 15/26). Кроме того, здесь есть чудом уцелевший деревянный дом.

На месте Фестивального парка, который находится на границе района Марьина Роща, в XVII-XVIII веках было немецкое кладбище для иноверцев, а позже здесь стали хоронить бедных людей в общих могилах («божедомьях»). В 1787 году рядом с кладбищем был построен храм Сошествия Святого Духа. Постепенно район становился частью Москвы, и кладбище поменяло свой статус: здесь появились могилы представителей духовенства и дворянства.

К началу XX века захоронения прекратились, и кладбище стало постепенно приходить в упадок. В 1934 году его было решено ликвидировать и организовать на этом месте детский парк, получивший имя Феликса Дзержинского. Церковь была закрыта, а её настоятель Иоанн Михайлович Смирнов был расстрелян на Бутовском полигоне.

После реконструкции в 1985 году парк был переименован в «Фестивальный». Здесь появились детские городки с деревянными домиками, качели, дорожки. Впрочем, кое-где вплоть до 1990-х годов можно было увидеть крупные надгробия, которые не смогли или не захотели вывезти с территории парка. Сегодня парк делится на две части: храм отгорожен от парковой зоны сплошным стальным забором.

В парке работает школа верховой езды и конюшни, физкультурный центр. Кроме того, здесь находится знаменитая «Рижка» — одна из крупнейших московских баскетбольных площадок под открытым небом, где проходят соревнования по уличному баскетболу. С советских времён в парке осталась большая голубятня. На территорию за храмом без разрешения служащих не попасть: на калитке висит замок. В церкви проходят службы, работает церковная лавка. При храме располагается Сестричество во имя святителя Игнатия (Брянчанинова).

 

Маршруты по теме

1 комментарий
  • валентина присяжная 2017-07-12 12:22:08
    Спасибо за прекрасную прогулку по Марииной Роще
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии, авторизуйтесь пожалуйста.
Выбрать регион