От Рижского до Павелецкого. Московские вокзалы

В Москве девять действующих железнодорожных вокзалов, почти все они многократно перестраивались и меняли свое название. Белорусский был когда-то Брестским, а Ленинградский – Октябрьским. Подробнее об истории московских вокзалов рассказывает москвовед Павел Гнилорыбов.

Ленинградский вокзал
ru.wikipedia.org
 

Рижский

Здание вокзала построено в 1897-1901 годах в рамках строительства Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги по проекту архитектора Станислава Бржозовского, автора Витебского вокзала Санкт-Петербурга. Московско-Виндавская железная дорога строилась в основном для соединения центральной России с незамерзающими портами Балтики. Рижский вокзал первоначально носил название Виндавского. Маленький, симпатичный вокзальчик, построенный в немного прибалтийском стиле, в советское время снискал славу кинематографического. Он подходил как для съемок Европы, например, в «17 мгновениях весны», так и для провинциального вида, как в «Вокзале для двоих». Кроме красивой архитектуры, кинематографическому успеху вокзала способствовал маленький пассажиропоток. Рижский и сегодня один из самых тихих, как будто и не московских вокзалов.

Кстати, большинство железнодорожных сцен в современном кино, связанных с концом XIX века, снимают на станции Подмосковная. Она не относится к вокзалам, но эта одна из немногих станций внутри МКАД, которая сохранила дух и атмосферу позапрошлого столетия.

Рижский вокзал
ru.wikipedia.org
 

Белорусский 

Первоначальное название вокзала – Смоленский, так как построен он был по направлению Московско - Смоленской железной дороги, открытой в 1870 году. В ноябре 1871 года, после продления дороги до Бреста, вокзал стал называться Брестским, позже – Александровским, затем переименовывался в Белорусско-Балтийский и, наконец, в Белорусский. 

Вокзал часто использовался царской семьей, что объяснялось близостью Тверской улицы. Когда проходили какие-либо торжества, например, празднование 300-летия династии Романовых в 1913 году, поезд с императорской семьей подгоняли именно на Белорусский, так проще было подъехать к Кремлю, организовать охрану, сдерживать толпу, которая хотела увидеть императора и императрицу. В связи с коронацией Николая II по проекту архитектора Льва Кекушева рядом со зданием вокзала был построен императорский павильон. Царский павильон был чем-то вроде современного Министерского зала или зала Приема делегаций. Там, где повелитель должен отдохнуть, набраться сил. Раньше эту роль исполняли путевые дворцы, например, Петровский дворец на Ленинградке.

Белорусский также называют «вокзалом Победы», именно отсюда отправлялись эшелоны на фронт в 1914 и 1941 году. И не зря там стоит памятник «Прощание славянки», символ объединения двух эпох, рассказывающий о Первой и Второй мировой войнах.

Белорусский вокзал
ru.wikipedia.org

Ленинградский

Первый железнодорожный вокзал Москвы, построенный в 1844-1849 годах для Петербургско-Московской железной дороги. Неоднократно переименовывался, с 1856 года носил название Николаевского, а с 1924 — Октябрьского. 

Здания вокзалов в обеих столицах – Петербургского и Московского – проектировались как точная копия друг друга. Таково было желание императора Николая I. Кстати, в 1850-ых годах путь из Петербурга в Москву занимал на поезде 21 час 45 минут. Работал над проектом архитектор Константин Тон, автор храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Екатерининской церкви в Санкт-Петербурге.

На первом этаже Петербургского вокзала были не только пассажирские залы, но и императорские комнаты, а на втором - служебные квартиры для начальников и специалистов - железнодорожников. Вокзал неоднократно реконструировали. В 1930-е годы расширили билетные кассы, организовали отделения для почты и телеграфа, пышные императорские покои переделали под комнату матери и ребенка. В 1975-1977 годах перестроили почти все здание − в первозданном виде сохранилась только часть фасада, выходящая на Комсомольскую площадь.

Ленинградский вокзал – единственный в Москве, не относящийся к Московской железной дороге, и подчиняющийся, как и полтора века назад, железной дороге Санкт-Петербурга.

Ленинградский вокзал. 1960-ые годы.
ru.wikipedia.org
 

Ярославский

Ярославский вокзал появился по частной инициативе, назывался изначально Троицким и в первое время связывал Москву с Троице - Сергиевой Лаврой (Сергиев Посад). Идея прокладки пути в сторону Ярославля принадлежала профессору Федору Чижову, который хотел построить железную дорогу без привлечения иностранного капитала, силами только русских инженеров и рабочих.

Император Александр II в 1859 году утвердил проект, но посчитал, что дорога только до Сергиева Посада протяженность в 65 верст (69) км «большая роскошь», и обязал в ближайшие три года продлить ее до Ярославля. Капитал для строительства железнодорожного пути собирался по подписке, а крупнейшими акционерами стали: Иван Мамонтов и Андрей Дельвиг, племянник поэта. В 1870 году линию достроили до Ярославля, и вокзал стал называться Ярославским. Неоднократно перестраивался архитекторами Кекушевым и Шехтелем.

Сегодня он один из самых загруженных в столице. Именно здесь начинается самая длинная в мире железнодорожная магистраль Москва — Владивосток протяженностью 9302 километров.

Ярославский вокзал в начале XX века
ru.wikipedia.org

Казанский 

Самый большой вокзал не только столицы, но и Европы, возводился 27 лет. А первое деревянное здание тогда Рязанского вокзала было построено в 1862 году и открыто с большой поспешностью: перроны не были доделаны, из вагонов приходилось выпрыгивать, а дам выносить на руках. Спешка объяснялась промышленным бумом и острой необходимостью связать Москву с южными губерниями. Позже вокзал стал обслуживать и Казанское направление.

Строительство современного Казанского вокзала началось в 1913 году и завершилось только в 1940, с перерывами на Революцию и Гражданскую войну. Перед архитектором Алексеем Щусевым, автором «Мавзолея» и гостиницы «Москва», стояла грандиозная государева задача, - построить «восточные ворота» столицы. Здание вокзала сочетает элементы древнерусского и восточного зодчества, и напоминает угловой башней Казанский кремль.

Кстати, рязанское направление - единственная московская железная дорога с левосторонним движением поездов. Так, на большинстве станций электрички подходят к платформе с непривычной левой стороны. Это объясняют тем, что изначально в строительстве дороги участвовали английские инженеры.

Казанский вокзал
ru.wikipedia.org

Киевский 

Современное Московско-Киевское железнодорожное направление образовалось довольно поздно – только в 1898 году железнодорожный путь связала Москву с Калугой и Брянском. Построенный Обществом Московско-Киево-Воронежской железной дороги вокзал первоначально был назван Брянским. Длинное одноэтажное деревянное здание москвичи тут же окрестили «каким-то срубом», провинциальная постройка никак не вписывалась в облик столицы.

К столетию Бородинской битвы в 1912 году вокзал решили перестроить. Тогда и появилось роскошное здание в стиле неоклассицизма по проекту архитектора Ивана Рерберга. Оно было нетипичным для столичной архитектуры начала XX века, когда предпочтение отдавалось модерну.

В башне вокзала до сих пор сохраняются механические часы, установленные при постройке. До отмены перехода на летнее и зимнее время их стрелки переводили вручную, как и стрелки курантов на Спасской башне Кремля. Кремлевские куранты и часы Киевского вокзала – единственные сохранившиеся до наших дней механические часы Москвы.

Киевский вокзал в ночном освещении
ru.wikipedia.org

Павелецкий

К концу XIX Рязанско-Уральская железная дорога связывала 12 губерний. Проходила через Черноземье и Поволжье до Урала, но не имела выхода к Москве. В 1897 году Правление дороги получило разрешение на строительство необходимой ему «вывозной» линии Павелец – Москва. Тогда Саратовский, вокзал в народе прозвали «хлебным». Сюда доставляли зерно из южных областей России. В 1980-х вокзал реконструировали, увеличив его площадь в шесть раз, но при этом сохранили старое здание. Снаружи Павелецкий вокзал кажется одноэтажным, однако внутри расположены четыре этажа — три пассажирских и один технический.

Павелецкий вокзал
ru.wikipedia.org

Курский

Курский вокзал отличается от большинства московских тем, что он не тупиковый, а транзитный. Железная дорога не заканчивается на вокзале, а проходит через него, соединяя северное и южное направления. В 1861 году за городом, за Покровской заставой, был построен Нижегородский вокзал, который больше 30 лет считался временным. Только в 1894 году Нижегородский вокзал решено было объединить с Курским, новым вокзалом, который возводили на Садовом кольце. Он открылся в 1896 году. Это единственный вокзал столицы, главный подъезд которого не выходит на оживленную магистраль или большую привокзальную площадь — перед ним построили торговый центр.

Здание Курского вокзала до реконструкции
ru.wikipedia.org

Савеловский

Инициатором строительства Савеловской линии был Савва Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. Он купил дешевую землю у Бутырской заставы, и первоначально вокзал назывался Бутырским. В 1897 году была проложена новая железная дорога от Москвы до села Савелово, длиной 130 км. За все время своего существования Савеловский вокзал считался самым тихим, а Савеловское направление – самым глухим. В наше время Савеловский вокзал – единственный в Москве, обслуживающий только пригородные электрички.

Савеловский вокзал
ru.wikipedia.org

 

 

Маршруты по теме

0 комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии, авторизуйтесь пожалуйста.
Выбрать регион