Дворцы оттепели

Принятое в 1955 году постановление правительства СССР «О борьбе с архитектурными излишествами» положило конец сталинской неоклассике в архитектуре. Строили, конечно, не одни «хрущевки». Возведение масштабных зданий в стране продолжилось, но на смену строгим высоким дворцам, таким, как знаменитые высотки, пришли «горизонтальные» открытые модернистские постройки со свободным пространством.

Гостиница "Россия" была построена в 1964 году на фундаменте недостроенной высотки. В 2006 году здание снесли.
wikipedia.org

Рассказывает Денис Ромодин, москвовед, историк архитектуры.

Хрущевское постановление «О борьбе с излишествами в архитектуре» стало большой неожиданностью для советских архитекторов. Для тех, кто пропагандировал неоклассику, как, например, архитектор Иван Жолтовский (автор Дома на Моховой, Московского ипподрома), новая линия партии обернулась чуть ли не трагедией.  А многие специалисты из старшего поколения, заставшие авангард 1930-х годов, напротив, вернулись к своим истокам. Работы периода оттепели знаменитого авангардиста Константина Мельникова очень сильно напоминают его постройки первой трети XX века. Борис Иофан, автор «Дворца Советов», самого грандиозного сталинского проекта, работал еще в период авангарда и взял с собой в 60-е наработки из прошлого. Михаил Посохин, проектировавший жилую высотку на Кудринской площади, создавал один из первых «оттепельных» проектов – «Монреальский павильон».

Можно сказать, что прерванный сталинской эпохой период советского авангарда продолжился. Архитектура света, свободного пространства и универсальности во время оттепели стала снова актуальна и созвучна тем научным и практическим открытиям, которые были на тот момент в стране. От прежних классических дворцов новым постройкам достался только масштаб. Но масштабность в советской архитектуре была неизменной идеологической чертой и присутствовала всегда.

 Картинная галерея СССР (Третьяковка на Крымском Валу)

 ул. Крымский Вал, 10

В 1956 году правительством СССР было принято постановление о строительстве двух зданий — для Третьяковской галереи и Выставочного зала Союза художников. В дальнейшем решили поселить обе галереи в одном дворце. Проект здания был утвержден в 1964 году. Его главными авторами стали архитекторы Николай Сукоян и Юрий Шевердяев.

В стране в это время решался жилищный вопрос, и стройка картинной галереи сильно затянулась, завершившись лишь к 1983 году. Невысокое здание представляет собой крупномасштабный парковый павильон, ориентированный на набережную Москвы-реки. По всему периметру первого этажа проходит сквозная колоннада, огромные окна-витрины открывают эффектные панорамы на Кремль и парк. Внутренние помещения с большими залами предусматривают возможность экспериментов с пространством.

Сегодня в здании на Крымском Валу располагается Центральный дом художника (ЦДХ) и часть экспозиции Третьяковской галереи.

Здание ЦДХ и Третьяковки на Крымском Валу
wikipedia.org

Кремлевский дворец

Здание дворца построено в 1961 году под руководством архитектора Михаила Посохина. Изначально Кремлевский Дворец съездов (название до 1992 года) проектировался как площадка для проведения общественно-политических мероприятий. Здание на 4000 мест планировали разместить между Теремным дворцом и Старой Оружейной палатой. Но правительство, соблазнившись примером Дворца Съездов в Пекине, приняло решение расширить дворец до 6000 мест, в результате чего пришлось снести здание Старой Оружейной палаты. Это типично авангардная постройка с остекленным фасадом и свободным внутренним пространством. Здание облицовано белым уральским мрамором и золотистым алюминием. Сегодня дворец используется для проведения различных социально-политических форумов и как сцена для проведения концертов и театральных постановок.

Государственный Кремлевский Дворец
wikipedia.org

Дворец пионеров на Воробьевых горах

ул. Косыгина, 17 с2

Это необычное, ни на что не похожее здание, называют одной из лучших построек советского периода. Строительство дворца пионеров началось сразу после Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, а открытие состоялось летом 1962 года. Авторами проекта выступила целая группа архитекторов: Виктор Егерев, Владимир Кубасов, Феликс Новиков и другие. Они работали в условиях строжайшей экономии, были ограничены в строительных и технических возможностях, и тем не менее смогли создать очень интересное здание. Легкое, стеклянное, просторное, с прекрасно скоординированным пространством. Весь его облик как бы полемизировал с тяжеловесной сталинской архитектурой. К оформлению дворца были привлечены живописцы, скульпторы, художники по металлу. Фасад здания украшают мозаичные панно советской тематики, которые при этом и сегодня выглядят свежо и актуально.

Дворец пионеров на Воробьевых горах
wikipedia.org

Монреальский павильон на ВДНХ

ул. Проспект Мира, 119

Павильон № 70 на ВДНХ изначально был спроектирован как выставочный павильон СССР для международной выставки Экспо-67 в канадском Монреале, проходившей в 1967 году. Создавали здание архитекторы Михаил Посохин, Ашот Мндоянц, Борис Тхор.

Дворцом постройку можно назвать с долей условности. Но это яркий пример перехода от неоклассической архитектуры к авангарду. В нем авторам удалось совместить лаконичность с высокой художественной выразительностью. Павильон напоминает парус или возрастающее, развевающееся знамя.  В архитектуру здания заложена все та же легкость и прозрачность. После окончания Экспо-67 было решено павильон СССР восстановить в Москве на территории ВДНХ у северного входа. И так как павильон не проектировался как сборно-разборный, ушло почти десять лет на то, чтобы воссоздать его в Москве. Каркас смонтировали к 1973 году, остекление только к 1975-му, а бюджет превысил общие затраты на строительство в Канаде. В Москве здание выросло на три этажа, потеряв часть своей оригинальной легкости.

Монреальский павильон
wikipedia.org

Черемушкинский рынок

 ул. Вавилова, 64/1

Рынок был построен в 1961 году в новом образцовом районе массового жилья «Черемушки». Поэтому здание, несмотря на его предназначение, не могло выглядеть банально, а должно было соответствовать духу времени. Разрабатывал проект известный архитектор Нодар Канчели. Постройка имеет парусообразную крышу, а внутри расположены просторные торговые залы. Для перекрытия больших помещений рынка без промежуточных опор использовали одну из самых прогрессивных на тот момент технологий – железобетонные сводчатые оболочки. По легенде, На Черемушкинском рынке покупались продукты для высших государственных деятелей.  

Не так давно объект находился под угрозой сноса, но городские власти решили не трогать знаменитую торговую точку.  Так что Черемушкинский рынок функционирует и сегодня.

Черемушкинский рынок
Ольга Ваганова/АИФ

Маршруты по теме

0 комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии, авторизуйтесь пожалуйста.
Выбрать регион