Москва Щусева

Без построек зодчего Алексея Щусева сложно представить Москву. Среди самых известных - Марфо-Мариинская обитель, Казанский вокзал, Мавзолей, гостиница Москва, Наркозем, Академгородок. Щусев оставил заметный след в разные эпохи – до- и постреволюционную. Каждое его произведение — настоящий творческий манифест.

wikipedia.org

Алексей Щусев родился в Кишиневе в небогатой дворянской семье. В петербургской Академии Художеств, где он получал образование, его прозвали «кишиневским конокрадом» — за темперамент и южное происхождение. Уже будучи студентом, Щусев проявил свои незаурядные способности к действию. Так, узнав из газеты о смерти одного из генералов, начинающий архитектор незамедлительно явился к вдове с готовым эскизом надгробия и убедил ее, что именно этот памятник должен венчать могилу покойного супруга.

Щусев был лучшим на курсе и окончил Академию с золотой медалью.

Честолюбивый юноша сразу же поставил высокую планку и не пошел в подмастерья даже к известным архитекторам. Ему нужны были только самостоятельные работы. Первый заказ, благодаря помощи бывшего преподавателя, Щусев получил из церкви. Затем последовал следующий, тоже церковный…Зодчий восстанавливает старинные соборы, строит часовни, рисует иконостасы и вскоре становится официальным архитектором Святейшего Синода.

 Первой крупной работой Щусева в Москве и, пожалуй, лучшей периода его церковного творчества стала Марфо-Мариинская обитель (Большая Ордынка, 34). В 1909 году к тогда уже известному архитектору Щусеву обратилась влиятельная заказчица, княгиня Елизавета Федоровна, вдова убитого террористами генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. После смерти мужа, распродав все свои драгоценности, княгиня купила в центре города усадьбу, где учредила обитель милосердия – монастырь, благотворительное и медицинское учреждение. Щусеву было доверено строительство храма, который освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Над внутренним убранством собора работал хороший друг Щусева, известный художник Михаил Нестеров.

Заказчица поддержала архитектурную концепцию зодчего и не мешала ее реализации. Храм с большой луковичной главой на высоком барабане напоминает по формам древнерусские аналоги Новгорода и Пскова, но при этом совершенно оригинален, как и все остальные части комплекса, включая нарядные ворота с привратницкой.

Покровский собор Марфо-Мариинской обители
wikipedia.org

 — Щусев обычно следовал в архитектуре тому, что было модно, на что был спрос в данный момент, — говорит Диана Кейпен-Вардиц, ученый секретарь НИИ при Российской Академии Художеств. — Его трудно назвать творцом какого-то определенного стиля. Но при этом и в своем дореволюционном творчестве, и в 40-50-е годы, он возрождает национальную линию в русской архитектуре.

 Все детали, с которыми экспериментировал Щусев, имеют прототипы в древнерусском зодчестве — новгородском, киевском, владимирском. При этом скомпонованы они так, что создают совершенно новый, неожиданный облик.

 — Щусев задавал тон и для других зодчих из своего окружения. Благодаря ему архитекторы обращались к национальному наследию, особенно в послевоенное время, — отмечает искусствовед.

 Продолжением экспериментов архитектора с русским стилем стало проектирование и строительство Казанского вокзала.  В конкурсе на возведение нового сооружения Щусев обошел самого Федора Шехтеля, повелителя модерна.

3 млн рублей золотом — такой сметы не было ни у одного вокзала. Разновысотные палаты с башенками, козырьками и пышными наличниками вобрали в себя лучшее от русской и восточной архитектуры одновременно. Правая башня вокзала (если стоять к нему лицом), напоминает о знаменитой башне Сююмбике Казанского кремля. А левая башня и элементы декора отсылают уже к кремлю московскому.

Сказочный терем не только стал украшением Москвы и прославил имя архитектора, но и помог пережить ему тяжелейшие времена революции и гражданской войны.

 — Щусеву очень повезло, над строительством Казанского вокзала он работал с 1914 до 1926 года, — рассказывает Диана Кейпен-Вардиц. — В переломное время он занят объектом, который одинаково важен для любой власти. Именно поэтому он сразу был признан новой властью как действующий архитектор, строящий нужные стране и народному хозяйству сооружения. А между тем из зодчих, работавших до революции, в постреволюционное время продолжали деятельность меньше четверти, остальные умерли с голоду или эмигрировали.

 В 1926 году из-за разрухи и нехватки средств возведение Казанского вокзала было приостановлено. Строительство завершилось лишь в 1940-м, уже после смерти Алексея Щусева. Его проект был частично переработан и упрощен, но в целом облик постройки сохранился.

Казанский вокзал
wikipedia.org

 Несмотря на богатое и разнообразное наследие архитектора Щусева, большинство обывателей все же знают его как «человека, построившего Мавзолей». Усыпальница для вождя, пожалуй, самое символичное, таинственное, обросшее легендами произведение зодчего.

В 1924 году, после смерти Ленина, Щусеву было 50 лет. Двумя годами раньше он сменил Шехтеля на посту председателя Московского архитектурного общества. Имел признание, зарекомендовал себя как прекрасный организатор проектирования и строительства. Соответственно, и в отношениях с советской властью чувствовал себя уверенно.

 «С попами договаривался и с большевиками договорюсь», — приписывают зодчему хлесткую фразу.

 И все же, когда январской ночью 1924 года за Щусевым приехали сотрудники НКВД, подумать можно было только об аресте. Но поехали не на Лубянку, а в Дом Союзов на Большую Дмитровку, где проходило срочное совещание по случаю смерти Ленина. Зодчему поручили построить временный Мавзолей для тела вождя в рекордный трех-четырехдневный срок. За несколько часов архитектор создал целую серию эскизов, а к утру один из них был утвержден. Несмотря на сильные морозы, деревянный Мавзолей возвели за четыре дня. Он простоял недолго, до весны 1924 года, когда потепление и оттаявшая почва дали возможность продолжить масштабные строительные работы. Второй вариант усыпальницы тоже был деревянным, но был дополнен новыми деталями: по бокам основной конструкции смонтировали трибуны, а тело вождя поместили в саркофаг.

Второй деревянный мавзолей на рисунке Исаака Бродского 1924 года
wikipedia.org

Когда о возможном захоронении тела Ильича уже не могло быть и речи, а об этом, например, умоляла Сталина Надежда Крупская, для нового Бога победившего пролетариата решено было строить каменное надежное сооружение.

На проект постоянной усыпальницы в стране был объявлен конкурс, но больше формальный, чтобы поддержать в народе нужные власти настроения.

В действительности же, первенство в проектировании негласно было оставлено за Щусевым.

 — По сути, каменный мавзолей просто более лапидарная, упрощенная, стилистически выверенная модель деревянного, — говорит научный сотрудник музея архитектуры им. Щусева Мария Аметова. — Он был более дробный, с большим количеством деталей, доведенный до совершенства.

 Сам Алексей Щусев так объяснял свое творение: «Ленин умер, но дело его живет» - этот лозунг, провозглашенный партией после смерти Владимира Ильича, помог мне найти архитектурный образ Мавзолея. Я создал композицию ступенчатого памятника-трибуны».

У архитектора получилось гениальное изобретение: гробница, памятник, музей одного экспоната и трибуна для выступлений одновременно. К тому же, Мавзолей не испортил облика Красной площади. Возведена каменная усыпальница была в 1930 году, ее после незначительных реконструкций мы видим и сейчас. 

Мавзолей В.И. Ленина
wikipedia.org

 Период с 1925 по 1930 год в архитектуре принадлежал конструктивистам и поиску авангардных решений. И хотя это направление было не близко Щусеву, главный зодчий СССР не мог оставаться в стороне от модных веяний.

Здание Наркомзема в Москве (Садово-Спасская ул., 11/1)  – один из самых ярких примеров многогранного таланта Щусева и его умения работать в стилях ХХ века. Строительство административного здания для народного комиссариата земледелия началось в 1928 году, хотя сам комиссариат официально был учрежден только в 1929. Дом Наркомзема считается одним из наиболее масштабных и значительных общественных сооружений Москвы конца 20-х - начала 30-х годов. Он состоит из трех корпусов, выстроенных вокруг внутреннего двора трапециевидной формы, и занимает целый квартал. Щусевский «офис» вполне себе сопоставим с творением великого француза Ле Корбюзьезданием Центросоюза на Мясницкой.

Здание Наркомзема
wikipedia.org

 А вот следующая масштабная постройка зодчего была связана уже с гонениями на конструктивизм. В 1937 году Щусева привлекли к строительству первого советского пятизвездочного отеля. Первоначально над проектом гостиницы «Москва» (Охотный ряд, 2) на Манежной площади работали молодые архитекторы Савельев и Стапран, кстати, бывшие сотрудниками мастерской «Моспроект-2», которой руководил Щусев. Здание гостиницы было решено в духе конструктивизма, строительные работы уже шли, но внезапно авангардный стиль был объявлен буржуазным и нежелательным. Руководство страны принимает решение изменить облик здания в центре Москвы, приблизив его к классическому. Разработать проект поручают Щусеву, тот соглашается, оставив Савельева и Стапрана на вторых ролях.

Обиженные зодчие поступают в духе времени, опубликовав в «Правде» разгромную статью, больше похожую на донос. Молодые архитекторы обвинили мэтра в «подлоге», «присвоении чужих проектов», «контрреволюционных настроениях» и «связи с темными личностями».

Щусева с перепугу тут же исключили из Союза архитекторов, он лишился своей должности в «Моспроекте».

Гостиница "Москва"
wikipedia.org

 — Но тут архитектору опять повезло, — считает Диана Кейпен-Вардиц. — Его позвали работать в проектный институт в Академию наук. С 1937 и до 1949 года Щусев спроектировал и построил множество сооружений именно для Академии наук: жилой дом, ряд ведомственных институтов на Ленинском проспекте в Москве, несколько обсерваторий под Киевом. Этот помогло пережить тяжелое время и, возможно, избежать настоящих репрессий. Хотя вокруг его «неприкосновенности» существует множество слухов и версий. Щусев, как известно, реконструировал здание КГБ на Лубянке. Отсюда возникают домыслы, что зодчий чуть ли не был агентом Берии, что представляется совсем уж невероятным.

 Последним выдающимся творением Щусева в Москве стал вестибюль станции «Комсомольская» на кольцевой линии. Открыта «Комсомольская» была в 1952 году, весь ее архитектурный облик отражал торжество победы советского народа над фашизмом. И это снова была очень точное, в духе времени, высказывание. Правда, до окончания строительства станции архитектор не дожил, умерев в возрасте 75 лет.

Вестибюль станции метро "Комсомольская" кольцевой линии
wikipedia.org

 

Маршруты по теме

0 комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии, авторизуйтесь пожалуйста.
Выбрать регион