По улицам древнего села Сущево

40 мин.
2000 м

О старинном селе Сущево на реке Неглинная, позже ставшим частью Москвы, напоминают названия нескольких улиц и переулков. В XVII веке здесь возникли ремесленные слободы, а в более позднее время обычный купеческо-мещанский район города. Роскошных особняков здесь нет, зато множество свидетельств причудливого переплетения эпох. Здесь родился Достоевский, построил свой авангардистский шедевр архитектор Мельников, засияла путеводная звезда театра Советской Армии…

Точки маршрута

  • 1
    Городская усадьба Маркина
    Вадковский пер., 7, с. 1

    Оригинальный дом в стиле модерн был построен в начале XX века архитектором Петром Харко для купца Маркина. Здание обильно украшено лепниной с цветами, гибкими стеблями и женскими масками. С 2010 года в особняке разместилось посольство Ватикана, представительство Святого престола. Дипломатические отношения с Ватиканом Россия вновь установила в 1990-м году после многолетнего перерыва.

  • 2
    Театр Российской армии
    Суворовская площадь, 2

    Здание театра в стиле сталинской неоклассики было построено в 1934 -1940 годах на Суворовской площади по проекту архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева. Это первое театральное здание, возведенное в Москве после революции. Внешне оно напоминает звезду, и такая форма не случайна, каждый из лучей пятиконечной конструкции указывает на крупный транспортный узел столицы: Белорусский, Савеловский, Рижский вокзалы, Комсомольскую площадь и центральную часть Москвы. По преданию, во время Великой Отечественной войны при бомбежках города немецкие летчики использовали необычную конфигурацию здания как ориентир. Внутренние интерьеры театра также обустроены с размахом. На самой большой в Европе сценической площадке воспроизводились сражения с участием настоящих танков и кавалерии. Открылся театр Советской Армии 14 сентября 1940 года спектаклем «Полководец Суворов». С тех пор здесь было поставлено более трехсот премьер и около сорока пяти тысяч спектаклей. Труппа театра часто работала как выездная, совершая поездки по армейским частям и гарнизонам.

  • 3
    Площадь борьбы

    Площадь Борьбы была названа так в память о тяжелейших боях, которые шли здесь во время Октябрьской революции. До этого она называлась Александровской, по Александровскому институту благородных девиц, открытому в этом районе в начале XIX века. Сегодня о благородных девицах здесь не напоминает ничего: главная достопримечательность современной площади — это памятник Венедикту Ерофееву и его поэме «Москва-Петушки». Монумент состоит из двух статуй: памятника лирическому герою поэмы и девушки, которая ждет его в Петушках. Первоначально памятник Веничке был установлен на Курском вокзале, а девушке — в Петушках, но монументы постоянно оскверняли. Тогда статуи перенесли в тихий скверик на площади Борьбы. Какое отношение этот скверик имеет к Ерофееву? Здесь герой поэмы «выпил стакан кориандровой по пути с Каляевской на вокзал».

  • 4
    Мариинская больница
    Достоевского, 4 с. 1

    Мариинская больница для бедных была построена в конце XIX века на Божедомке (ныне улица Достоевского) на средства Опекунского совета и стала одной из первых бесплатных клиник в Москве. На лечение сюда принимали неимущих любого пола и возраста. Именно здесь впервые в России появилась должность больничного консультанта, — приглашенного со стороны авторитетного специалиста. Но больше всего Мариинская больница известна как место рождения писателя Федора Достоевского. В 1821-1837 годах здесь работал штаб-лекарь Михаил Достоевский — отец Федора Михайловича. Во флигеле больницы, где на казенной квартире жили его родители, в 1821 году и родился великий писатель. После революции Мариинская больница получила имя Достоевского, а в 1928 году в больничном флигеле был открыт первый музей-квартира писателя. Позже в парадном дворе установили перенесенный с Цветного бульвара памятник Достоевскому работы скульптора Сергея Меркурова.

  • 5
    Памятник Кирову
    Сущевский Вал, 14

    Памятники вождей и революционеров, населявшие Москву в советское время, давно «переехали» в парк искусств «Музеон». А вот бюст Сергея Кирова не только остался на своем месте в сквере дома по улице Сущевский Вал, где его установили в начале 1930-х, но и был отреставрирован в рамках специального проекта. Вместе с Кировым первоначальный облик вернули летчику Бабушкину в Бабушкинском районе, Вечному студенту во дворе МИИТ и скульптуре «Мир» перед гостиницей «Космос

  • 6
    Дом Общества «Детский труд и отдых»
    Вадковский переулок, 5

    Здание в стиле позднего модерна было построено в 1907 году архитектором Александром Зеленко для воспитательного центра для детей рабочих окраин «Сетльмент» (позднее — Общество «Детский труд и отдых»). У истоков центра стояли сам архитектор Зеленко и молодой педагог Станислав Шацкий. В воспитательной школе действовали детские кружки, учебные классы, мастерские, библиотека, небольшой театр и обсерватория. Необычное детское учреждение быстро приобрело широкую популярность в Москве, но уже в 1908 году «Сетльмент» был разгромлен полицией по подозрению в распространении идей социализма и в революционной пропаганде среди детей. Повод был лишь в том, что занимались там подростки из рабочих семей. Но и после революции учреждению не повезло, из него сделали «экспериментальную станцию по народному образованию», и вскоре вовсе закрыли. После войны здесь находился Дом пионеров. Сейчас здание занимают различные конторы.

  • 7
    Бахметьевский гараж
    Образцова, 11 с. 1 А

    Гараж был создан Константином Мельниковым и инженером Владимиром Шуховым специально для английских автобусов фирмы «Лейланд», закупленных в 1925 году Моссоветом для городских перевозок. Крупные и потому неловкие в маневрировании зарубежные машины требовали особого места для стоянки. В Бахметьевском гараже впервые в мире была применена изобретенная Мельниковым система расстановки автомашин в ряд уступами под углом 45 градусов (елочкой) к направлению внутреннего проезда. При установке на место и выезде транспорта здесь не было необходимости двигаться задним ходом. Въезжая, водитель ставил машину на одно из размеченных мест, а забирая ее, должен был проехать или насквозь гаража, или, если ряд перед ним был полностью занят – плавно повернув направо к одним из восьми боковых ворот – форма параллелограмма здания как раз позволила сгладить траекторию поворота внутри. Боковые ворота, «телескопически» выступающие из стены, стали основным пластическим приемом внешнего дизайна гаража. Авангардный вид зданию придают также вертикальные проемы, идущие от пола до потолка, и большие круглые окна на фасаде выездов. Постройка оставалась действующей до 1970-х годов, так как вмещала увеличение как количества машин, так и их размеров. В 2000-е годы гараж был переоборудован под музей, стены и ворота отреставрированы.

  • 8
    Скорбященский монастырь
    Новослободская, 58

    В 1865 году княгиня Прасковья Голицына учредила в усадьбе домовую церковь во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость», также в усадьбе был открыт приют и больница для приезжих монахинь. В 1889 году Синод официально преобразовал Голицынский приют в общежительный женский монастырь, названный в честь иконы Всех Скорбящих Радости. После этого в обители было построено три храма и открыто монастырское кладбище, на котором похоронили более тысячи известных людей. После революции монастырь был упразднен. Монахини остались на месте, организовав швейную артель. А почти все постройки монастыря, и даже монастырское кладбище, уничтожили. В настоящее время сохранились лишь обезглавленный собор Всемилостивого Cпаса и здание монастырских келий. В течении длительного времени в них находились различные учреждения.

Выбрать регион