Московский модерн

70 мин.
6000 м

Модерн — архитектурный стиль, возникший в Европе на рубеже XIX - начала XX веков. Его отличает отказ от классических линий, обилие декора, а также использование материалов таких как металл, бетон, стекло. Новые материалы позволили повысить этажность зданий, увеличить масштаб арок и окон. В стиле модерн различают несколько направлений – спокойный северный и более красочный «темпераментый» южный (сецессион). В Москве можно встретить примеры всех возможных вариаций модерна. Московская знать, следуя своим вкусам или отдавая дань моде, заказывали постройку модерновых домов лучшим архитекторам.

Точки маршрута

  • 1
    Особняк Дерожинской
    Кропоткинский переулок, 13 с. 1

    Дом был построен в 1901-1903 годах знаменитым архитектором Федором Шехтелем для Александры Дерожинской, дочери известного суконного фабриканта Ивана Бутикова. Первый муж заказчицы приходился братом Степану Рябушинскому, владельцу особняка на Малой Никитской авторства Шехтеля, вероятно, так Дерожинская и свела знакомство с архитектором. Роскошный дом спрятан вглубь участка, его обрамляет кованая изящная решетка ограды – классический признак модерна. Выступающую часть фасада почти полностью занимает огромное арочное окно. Постройка выглядит элегантно за счет плиточной облицовки светло-зеленого цвета с белыми окантовочными полосами. Характерный для раннего модерна изысканный декор в оформлении внешнего вида здания почти отсутствует. Акцент здесь сделан на фигурные объемные элементы композиции дома. Особняк был оснащен всеми новейшими на тот момент инженерными технологиями: паровым отоплением, канализацией водопроводом, электричеством, телефонной связью. Шехтель также полностью разработал концепцию интерьеров. После революции имущество Дерожинской было национализировано. Здание же занимали различные советские учреждения: Культурно-просветительское общество Украинской Рады, внешкольный отдел Наркомпроса, а после 1921 года - дипломатические миссии. С 1959 года здесь находится посольство Австралии.

  • 2
    Особняк Медынцева
    Померанцев переулок, 6 c. 1

    Особняк принадлежит авторству яркого представителя московского модерна архитектору Флегонту Воскресенскому. Дом был построен в 1907 году для купца Николая Медынцева, крупного домовладельца и коллекционера живописи, фарфоровых изделий и мебели. Согласно правилам модерна, особняк Медынцева ассиметричен, особенно это заметно, если смотреть на расположение главного входа по отношению к арке с тремя окнами. Правая часть дома короче и насыщена всевозможными декоративными деталями. Левая часть дома более длинная, на ней меньше архитектурных украшений, что уравновешивает общее впечатление от дома. К отличительным чертам модерна относятся также окна разной формы и величины, кованые решетки парапета и ограды, фигурные аттики. После революции дом национализировали, первое время здесь размещался «Пролетарский музей», затем «Международный комитет помощи голодающим России». В 1950-ых здесь жил председатель Совета Министров СССР Георгий Маленков. Вплоть до 2010 года в здании работало посольство Гвинеи.

  • 3
    Доходный дом Мелетиных
    Померанцев переулок, 7

    Особняк был построен в 1912 году по проекту архитектора Валентина Дубовского и художника-керамиста Петра Ваулина как доходный дом для среднего сословия. Владельцами здания была купеческая семья Мелетиных. В соответствии со стилем модерн, композиция дома проектировалась в ассиметричных формах, со сложной ритмикой и богатым лепным декором. Фасад особняка украшают скульптурные рельефы, напоминающие ритуальные маски ацтеков или майя. Под одной из балконных плит второго этажа можно увидеть майоликовое панно, – деталь характерная для доходных домов начала XX века. В 1920-ых годах здание надстроили двумя этажами, что сразу отразилось на всем его облике. Вторую реконструкцию особняк пережил в 80-ых годах. Тогда исчезла часть декора, в том числе скульптурные композиции, украшавшие парадный вход. На протяжении всего времени дом используется как жилой.

  • 4
    Особняк Кекушевой
    Остоженка, 21

    Дом, напоминающий готический замок, архитектор Лев Кекушева построил в 1902 году для себя и своей семьи, записав владение на свою жену Анну. Кекушева считали самым прозападным из современных ему московских архитекторов. И в этом здании можно обнаружить сходство с произведениями мастеров австрийского модерна (сецессиона). Когда-то фронтон дома украшала скульптура льва, копия работы австрийца Рудольфа Вейера. Впоследствии лев с фасада исчез. Замок на Остоженке называют одним из возможных адресов булгаковской Маргариты. «Готический особняк» в «саду в одном из переулков близ Арбата» и спальня, «выходящая фонарем в башню особняка», – именно это описание в романе указывает на кекушевский дом. В настоящее время здесь размещается Бюро военного атташе Египта.

  • 5
    Особняк Гутхейля
    Пречистенский переулок, 8, с. 1 и 2

    Авторство проекта дома принадлежит британскому архитектору Вильяму Валькоту, создателю гостиницы «Метрополь». А первым владельцем особняка стал издатель Карл Гутхейл. Здание имеет необычную для модерна симметричную композицию главного фасада. Гладкая поверхность особняка гармонирует с изысканным декором: причудливыми завитками, пухленькими младенцами путти и «фирменными» валькотовскими сказочными девами. В 1915 году после антинемецких погромов в Москве Карл Гутхейль уехал в Германию. Дом стал принадлежать купцу Дионисию Карзинкину. Сегодня в здании располагается посольство Марокко.

  • 6
    Особняк Листа
    Глазовский, 8 с. 1

    Этот дом Лев Кекушев построил для себя в 1899 году, но уже в 1900 году архитектор продал его фабриканту Отто Листу. Это одна из первых работ Кекушева, в которой он воплотил свое видение нового архитектурного стиля модерн. Изобретенные здесь приемы применялись им и в других постройках. Здание асимметрично, его объем разрывает угловая лоджия с гротескной небольшой колонкой на углу. Декор фасада состоит из мелких деталей – резьбы на арочных проемах, резного рисунка на двери, геометричного орнамента аттика. И особая примета – мозаичное панно над входной дверью авторства архитектора Вильяма Валькота. После Листа домом владел знаменитый дирижер Сергей Кусевицкий, в гостях у которого бывал Борис Пастернак. После революции особняк был национализирован. На протяжении многих лет здесь располагалось посольство Аргентины. Сейчас дом занимает представительство Калужской области.

  • 7
    Особняк Рябушинского
    Малая Никитская, 6/2 с. 5

    Особняк был построен в 1900-1903 годах по заказу фабриканта Степана Рябушинского его близким другом архитектором Федором Шехтелем. Дом является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. По законам стиля, пространство развивается изнутри наружу: планировка интерьеров обуславливает асимметрию внешних стен здания. Здесь преобладают массивный кубический объем, контраст изгибов и строгих линий. В декоре использована морская тематика: изображения медуз, морских коньков, ракушек. Один из символов особняка Рябушинского – мраморная лестница внутри здания, выполненная в форме волны. Сегодня в доме находится дом-музей Горького, который жил здесь с 1931 по 1936 год.

  • 8
    Дом Санкт-Петербургского общества страхования
    Тверской б-р, 6

    Доходный дом был построен в 1902 году по заказу Санкт-Петербургского общества страхования архитекторами Александром Мейснером и Александром Зеленко. Это был роскошный шестиэтажный особняк в стиле северного модерна. Сверху здание украшала башня-купол, на которой восседал дракон. Решетки балконов, повисшие между эркерами, защищали крылья гигантских орлов. Оконные рамы напоминали паутину. Среди постояльцев дома были знаменитые издатели братья Сабашниковы. Во время боев на Никитской площади в октябре 1917 года особняк полностью сгорел. В 1920 году на месте сгоревшего дома построили гораздо более посредственное здание. Сейчас дом используется как жилой.

  • 9
    Здание МХАТа
    Камергерский переулок, 3 с. 1

    В 1902 году по заказу купца Саввы Морозова архитектор Федор Шехтель реконструировал здание Московского Художественного театра в модном тогда стиле модерн. Сконструировал сцену со сложнейшим механизмом, продумал освещение зала, сцены, цвет стен, ковры, поглощавшие звуки, гримерки отделывались с учетом пожеланий актеров. После реконструкции вместимость театра увеличилась до 1300 человек. А летящая над волнами чайка — образ, созданный Шехтелем на театральном занавесе, — до сих пор остается символом МХТ. Проект Шехтеля по переделке фасада не был осуществлен до конца. Отделка сочетает в себе как элементы модерна, так и следы эклектичной обработки. Обновленный театр открылся в 1902 году премьерой Чеховской пьесы «Мещане».

Выбрать регион