Ивановская горка

35 мин.
2600 м

Ивановская горка – это крутой склон к Москве-реке Сретенского холма, одного из семи сакральных московских холмов. В древности Ивановская горка была частью Белого города, а свое название получила от Ивановского монастыря, возведенного здесь в XVI веке. В этой местности сохранена настоящая старая кривоколенная Москва. Здесь уцелели почти все церкви, существовавшие до 1917 года и старинные палаты и усадьбы. Кроме того, с Ивановской горки открывается множество красивейших видов на Москву.

Точки маршрута

  • 1
    Палаты Мазепы
    Колпачный пер., 10/7 с. 2

    Нынешнее название старинный дом в Колпачном переулке получил по ошибке. Долгое время историки неверно полагали, что здесь при посещении Москвы проживал гетман Иван Мазепа. Постройку относят к периоду XVI - XVII веков и связывают с именем Абрама Лопухина, родного брата первой жены Петра I. В плане дом-палаты представлены в Г-образной форме. Один из объемов выходит на красную линию Колпачного переулка, а другой вытянут в сторону дворовой территории. Нижний уровень, как и принято это было во времена строительства палат, предназначался под размещение хозяйственных служб. Верхний служил жилым помещением. До сих пор в здании сохранилась отопительная система с нишами для печей, внутристеновыми дымоходами, а также «душниками», через которые в смежные помещения подавался теплый воздух. Палаты входят в список сохранившихся древнейших памятников московского гражданского зодчества.

  • 2
    Храм Трех Святителей на Кулишках
    Малый Трехсвятительский переулок, 4/6

    Храм расположен в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» — старинное русское слово, трактуемое как топкое, болотистое место и лес после порубки. Построена церковь была в 1674 году на средства прихожан. Расположение храма было очень удачным — на вершине Ивановской горки. Фасады собора украсили узорными наличниками и порталами. Впоследствии в XVIII—XIX веках здание храма несколько раз перестраивалось. В 1927 году храм был закрыт и передан Мясницкой тюрьме. В 1930-е годы после надстройки четвертого этажа здание церкви было превращено в коммуналку. В позднесоветское время здесь разместилась мультипликационная студия «Пилот». Храм был возвращен верующим в 1992 году.

  • 3
    Хоральная синагога
    Большой Спасоглинищевский пер., 10 с. 1

    В 1886 году председатель еврейской общины Лазарь Поляков приобрел в Спасоглинищевском переулке участок земли, где было возведено здание хоральной синагоги по проекту архитектора Семена Эйбушитца. Синагога представляет собой купольную базилику. Благодаря торжественной колоннаде и огромному портику она стала одним из самых впечатляющих неоклассицистических зданий Москвы. В 1891 году с приходом нового генерал-губернатора началось массовое выселение евреев из Москвы. Московские власти требовали от еврейской общины разместить в синагоге общественные учреждения. Здесь организовали еврейское училище, потом детский дом. Разрешение на открытие синагоги удалось получить только через пятнадцать лет. Тогда же известный зодчий Роман Клейн произвел перепланировку внутренних помещений в древневосточной стилистике. В советские годы синагога не закрывалась. В 2001 году на противоположной стороне Большого Спасоглинищевского переулка была установлена стена из колотого камня, олицетворяющая собой Иерусалимскую Стену Плача.

  • 4
    Ивановский монастырь
    Малый Ивановский пер., 2

    По названию монастыря получила имя «Ивановская горка». Монастырь на протяжении всей своей истории имел мрачную репутацию. Основан он был в XIV–XV в Замоскворечье, рядом с Пятницкой улицей. В 1530-х годах мать Ивана Грозного, княгиня Елена Глинская, перенесла обитель на сегодняшнее место. Здесь часто совершали насильственный постриг над женщинами знатного происхождения, а также в «каменных мешках» содержали раскольниц. Самой известной узницей собора стала помещица по прозвищу Салтычиха, заточенная в монастырскую темницу за зверства и массовые убийства собственных крестьян. В 1812 году монастырь оказался в центре пожара и выгорел дотла. Восстановлен он был в 1870-х годах, с использованием подклетов старых зданий, по проекту зодчего Михаила Быковского. После революции на территории собора был открыт концентрационный лагерь, превращенный позднее в Исправительно-трудовой дом. Позже монастырский собор был переоборудован в архивохранилище, а в корпусах келий разместилась Высшая юридическая школа МВД СССР. Статус монастыря был возвращен обители лишь в 2000 году.

  • 5
    Кирха Петра и Павла
    Старосадский пер., 7/10 c. 10

    Собор является одной из двух действующих официальных лютеранских церквей в Москве. Освящена кирха была в 1819 году. В 1837 году в церкви появился первый орган, на котором шесть лет спустя играл Ференц Лист. По воспоминаниям современника, во время концерта «некоторые дамы плакали, другие – нюхали эфир». В середине XIX века в связи с ростом лютеранской общины была построена новая церковь в готическом стиле по проекту архитектора Александра Мейнгардта. В начале XX века собор вновь перестраивается, частично по проекту британского архитектора Вильяма Валькота. Церковный зал славился прекрасной акустикой, в 1913 году здесь впервые были исполнены «Колокола» Рахманинова. После революции здание церкви занял кинотеатр, а после войны здесь была студия «Диафильм». В 1990-е годы церковь вернули верующим. В настоящее время в кирхе находится орган XIX века, ранее принадлежавший разрушенной в 1928 году лютеранской церкви св. Михаила. Здесь регулярно проходят концерты органной музыки.

  • 6
    Особняк Морозовых
    Большой Трехсвятительский пер., 1

    С 1855 года дом принадлежал меценату Василию Кокореву, коллекционеру картин русских мастеров. В 1862 года в усадьбе открылась Кокоревская картинная галерея. В центральном помещении цокольного этажа размещался известный в то время ресторан «Тиволи». Галерея просуществовала всего три года, финансовые дела Кокорева стали плохи, и он продал усадьбу Тимофею Саввичу и Марии Федоровне Морозовым, родителям знаменитого мецената Саввы Морозова. Частыми гостями дома Морозовых были Федор Шаляпин, Антон Чехов, Валентин Серов и другие. А художник Исаак Левитан получил здесь кров. В 1889 году Сергей Морозов подарил Левитану собственную мастерскую, переделанную из оранжереи. Она сохранилась в глубине двора и отмечена мемориальной доской. В 1918 году особняк стал штабом эсеров. С 1920-х годов и до конца века в особняке располагался детский сад. Большая часть интерьеров за это время была утрачена. В наши дни в Морозовском доме находится Южно-Уральская Промышленная Компания

  • 7
    Усадьба Сумарокова
    Забелина, 3

    В основе особняка находятся палаты XVII века, о которых напоминают наличники на левом торце здания. Декор наличников схож с декором на южном фасаде соседней церкви святого князя Владимира в Старых Садех, что указывает на их связь. Скорее всего, отделкой палат во второй половине XVII века занималась та же артель, что и перестраивала Князь-Владимирскую церковь. С 1792 года здание принадлежало знатному роду Сумароковых. А в XIX веке перешло к купчихе Тюляевой, в дальнейшем владельцы не раз менялись, дом расширялся и практически утратил свои древние черты. В 1980-х годах здание принадлежало Московскому Государственному Историко-архивному институту, позднее преобразованному в РГГУ. С 2010 года в доме располагается Императорское православное палестинское общество.

  • 8
    Церковь Владимира в Старых Садех
    Старосадский пер., 11/1, с. 2

    Одна из древнейших московских святынь, известная с начала XV века. Впервые церковь «Святого Владимира» (вероятно, деревянная) упоминается в духовной грамоте великого князя Василия I в 1417 году. Каменный храм был построен в 1514–1516 годах итальянским архитектором Алевизом Фрязином в загородном имении князя Василия III, которое занимало тогда территорию Ивановской горки. Название «в Старых Садех» означает сады, которые были устроены в княжеской резиденции на Ивановских холмах. Во второй половине XVII века обветшалую Владимирскую церковь сильно перестроили. В итоге от храма работы Алевиза сохранились только нижняя часть стен и южный портал. В 1930-е год собор был предан публичной Исторической библиотеки, которая разместила в нем свои фонды. В 1980 году в здании храма произошел пожар, уничтоживший книги и остатки росписей на стенах. В 1990 году, после завершения реставрационных работ внешней части храма, он был возвращен Русской Православной Церкви.

  • 9
    «Дом-утюг»
    Певческий пер., 1/2, с. 2

    Бывший доходный дом напоминает утюг острым углом, выходящим на Хитровскую площадь. Здание было построено в 1870-х годах и принадлежало Кулакову, а ряд строений между площадью и Свиньинским переулком, назывались Кулаковкой. В начале XX века усадьба превратилась в одну из самых мрачных ночлежек Хитрова рынка, у которой было несколько названий «Кулаковка», «Сухой овраг» и «Свиной дом». Жилыми здесь были не только дома, но и подземелья, где селились, как сказали бы сегодня, «отбросы общества». Их называли «кротами» и «раками» из-за того, что они никогда не показывались на улице при свете дня. Об этих обитателях ночлежек упоминают в своих книгах Борис Акунин и Владимир Гиляровский. В 1923 году все ночлежки были закрыты. «Дом-утюг» в 1925 году созданным тогда же жилищным товариществом был надстроен двумя этажами и стал жилым.

  • 10
    Хитровская площадь

    Вся история Хитровки началась в 1824 году с Хитровской площади, названной так по фамилии генерала Николая Хитрово, который был зятем фельдмаршала Кутузова. Генерал владел домом в этом районе, и задумал построить рядом рынок для торговли зеленью и мясом. После смерти Хитрово торговых рядов стало еще больше, теперь они занимали все пространство площади. В 60-е годы XIX века на Хитровской площади расположилась московская биржа труда. Сюда в поисках работы стекалось рабочие, бывшие крепостные, каторжане и даже безработная интеллигенция. Многие работы не находили и оседали в окрестностях, влача нищенское существование. Так, Хитровка превратилась в один из самых неблагополучных районов Москвы. В послереволюционные годы здесь резко возросла преступность. В связи с этим в 20-х годах Хитров рынок снесли, вместо него разбили сквер. В эти же годы старые ночлежные дома преобразовали в жилтоварищества.

  • 11
    Палаты Украинцева
    Хохловский пер., 7

    Палаты 1665 года постройки принадлежали думному дьяку Емельяну Украинцеву. Здание выстроено в форме буквы «Г», дом разделялся на мужскую и женскую половины. Хозяева жили на верхнем этаже, а внизу были хозяйственные помещения. После смерти Украинцева царь Петр I пожаловал палаты князю Михаилу Голицыну. В 1770 году владение было выкуплено Московским главным архивом, который, разросшись, переехал в разные места. А палаты в 1875 году были переданы Московской консерватории, здесь расположилось Московское отделение Русского музыкального общества, появилась типография Юргенсона, в которой были впервые опубликованы произведения Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова и других композиторов. Чайковский часто гостил у своего друга, издателя Юргенсона, в Колпачном. В настоящее время здесь находится культурный центр: книжный магазин, типография, лекторий.

Выбрать регион