Усадьба Царицыно

Грандиозный екатерининский долгострой, задуманный как царский подмосковный комплекс, так и не послужил своему предназначению. Зато, спустя века, стал одной из главных достопримечательностей Москвы, любимой туристами и горожанами.

Большой дворец после реконструкции
wikipedia.org

В XVII веке на месте усадьбы Царицыно находилось село с неромантическим названием «Черная грязь», первыми хозяевами которого были бояре Стрешневы, родственники жены царя Михаила Федоровича Романова. В 1684 году владение переходит в собственность к Алексею Голицыну, фавориту царевны Софьи. Голицыны начинают здесь строительство княжеской усадьбы, в память о тех временах в заповеднике сохранился Верхний царицынский пруд.

После Стрелецкого бунта и низложения Софьи имущество князя Голицына было конфисковано.

Петр I жалует «Черную грязь» своему сподвижнику молдавскому князю Дмитрию Кантемиру. У его потомков императрица Екатерина II и выкупает владение в царскую собственность. Случилось это весной 1775 года. Тогда Великая Екатерина много времени проводит в Москве в своей резиденции в «Коломенском». Во время одной из конных прогулок она очаровывается красотами имения «Черная грязь» и решает немедленно приобрести усадьбу. «Коломенское», которое на тот момент было парадной царской вотчиной, императрица не любила, считая, что угодья не соответствуют венценосному статусу. Купчая совершается в считанные дни, щедрая Екатерина платит за земли больше, чем просит владелец: 25 тысяч рублей вместо 20.

С этого времени и начинается история строительства Царицыно. Кстати, название для новой императорской резиденции властительнице подсказывает ее фаворит князь Григорий Потемкин. А вот выбор архитектора – исключительно решение Екатерины. Разработать проект царской усадьбы поручено придворному зодчему Василию Баженову, которому императрица выказывает особое расположение, называя его в письмах не иначе как «мой Баженов». К тому же, архитектор незадолго до этого зарекомендовал себя, построив на Ходынском поле временный «сказочный город», где проходили торжества по случаю окончания Русско-Турецкой войны.

Задание венценосная заказчица формулирует емко: «разработать проект подмосковной увеселительной резиденции в мавританском или готическом вкусе и обустроить парк как пейзажный».

Стоит отметить, что в XVIII веке Просвещения готика противопоставлялась классицизму, воспринималась как варварский средневековый стиль. И поэтому в чистом виде готическую постройку представить было нельзя. И Баженов создает особый род архитектурных фантазий, в которых средневековые стили проступают как метафора, наводящая на размышления о «готическом» вообще.

Василия Баженова принято считать основателем русской, или псевдоготики. Это направление в архитектуре, основанное на сочетании европейской готики и московского барокко. Наиболее показателен баженовский почерк в сохранившихся царицынских мостиках и Хлебном доме. Кстати, проект такого масштаба был в новинку для русского архитектора, обычно это доверялось иностранцам.

В короткие сроки Баженов разрабатывает планировку городка: в его центре располагались пять дворцов для Екатерины и ее сына цесаревича Павла, вокруг — целая россыпь построек для придворной знати, домиков для прислуги, павильонов. Ансамбль дополнялся мостами и декоративными постройками, а также Кухонным корпусом. Главных же дворцов по первоначальному замыслу было два, один — для Екатерины, второй — для наследника. Задумывались они как совершенно одинаковые.

На макете в современном парке Царицыно изображено то, что успел возвести Баженов.

Екатерине II представленный проект понравился, и в мае 1776 года началось строительство, которое императрица велела завершить за десять лет.

Верхний Царицынский пруд
wikipedia.org

Сначала работы шли хорошо. Первым был построен Фигурный мост, названный так из-за кирпичной фигурной кладки. А также были заложены три здания вдоль Березовой аллеи: Малый и Средний дворцы и Третий кавалерский корпус.

Однако уже к концу года начались неурядицы со стройматериалами и финансированием. Баженов писал бесконечные письма чиновникам, выясняя причины затруднений и объясняя свое незавидное положение. Чтобы строительство не останавливалось, архитектор был вынужден брать кредиты на свое имя.  В итоге ему пришлось продать семейное имение и дом в Москве. Оказалась семья Баженовых не на улице — в казенном домике в Царицыно.

Так или иначе, а к 1785 году строительство было практически завершено. Тогда же в сопровождении немногочисленной свиты нагрянула с проверкой Екатерина II. Визит ее был неожиданным, поездка планировалась на июль, но по приглашению московского генерал-губернатора правительница пожаловала в Первопрестольную раньше, в начале июня. В Царицыно императрица въехала не с парадной стороны, где Баженов продумывал архитектурную панораму, а окольными путями. Первое впечатление было испорчено. Осмотр же Екатериной главного императорского дворца и вовсе привел к катастрофе. Монарший вердикт был суров: «деньги на строительство затрачены понапрасну», «залы очень маленькие», «потолки низкие» и вообще строение «похоже на гроб». 

Спустя несколько месяцев после визита императрицы из Санкт-Петербурга пришло распоряжение о сносе главного дворца до основания, отстранения Баженова от работ и строительстве нового дворца по проекту архитектора Матвея Казакова.

Фигурный мост
wikipedia.org

Историки до сих пор пытаются понять причину монаршего гнева. Есть предположение, что царицу смутило обилие в дворцовом декоре масонских знаков. Как известно, архитектор Баженов был масоном. Масонская ложа высказывала приверженность будущему наследнику Павлу, с этим могло быть связано неодобрение императрицы, которой повсюду чудились заговоры. Предполагают также, что венценосную особу задела одинаковость дворцов для нее и Павла.

— На мой взгляд, причины недовольства Екатерины были гораздо более прозаическими, — говорит москвовед Ирина Левина. — Помещения во дворце действительно были невелики, большие залы не предусматривались. За долгое время постройки усадьбы изменилась мода. К тому же, в это время уже шла война с Турцией, и голова у царицы была занята другими вопросами.

Как бы там ни было, а для бывшего придворного архитектора Баженова разрушение дворцов стало настоящей трагедией. Десять лет напряженной работы, ставшей делом его жизни, обернулись профессиональным крахом. Зодчему так и не удалось вернуть расположение императрицы, и дальнейшая его судьба сложилась незавидно.

Чертеж архитектора Василия Баженова. Фасад Третьего Кавалерского корпуса
wikipedia.org

Зимой 1786 года новый архитектор Царицыно Матвей Казаков подготовил проект Большого дворца, и он был одобрен Екатериной, впрочем, уже охладевшей к идее строительства подмосковного комплекса.

Для Казакова царицынское строительство не было любимым детищем, как для Баженова. Архитектор был занят также другими делами, и строительство нередко велось его помощниками. Матвей Казаков в своем проекте попытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль, основанный на традициях московского зодчества XVII века, но тем не менее новый дворец входил в противоречие с существующей застройкой. В то время набрал силу классицизм, и казаковский дворец, согласно тенденциям, приобрел трехчастное деление и монументальные пропорции.

Старания нового зодчего, как и его предшественника, не были оценены по достоинству. Екатерина II умирает, так и не дождавшись окончания строительства усадебного комплекса, а взошедший следом на престол Павел I к проекту равнодушен. При нем не только Царицыно, но и все подмосковные царские резиденции приходят в запустение.

В 1803 году Александр I открыл Царицыно для летних загородных гуляний москвичей. А спустя несколько десятилетий недалеко от дворцового комплекса началось строительство дач. После того, как в 1865 году была открыта станция «Царицыно» новой Курской железной дороги, окрестности имения довольно быстро стали популярным дачным местом. В разные годы здесь бывали многие знаменитые писатели: Федор Достоевский, Антон Чехов, Леонид Андреев, Андрей Белый и другие. Иван Бунин оставил воспоминания, где описал свое знакомство с будущей женой Верой Муромцевой в великолепных царицынских местах.

Хлебный дом (Кухонный корпус)
wikipedia.org

В первые годы Советской власти «историческое» Царицыно наряду с ближайшими деревнями вошли в поселок Ленино. В 20-ые годы впервые открывается музей Царицына и проводятся реставрационные работы. Впрочем, некоторые постройки усадьбы ждала особенная судьба. Так, в Хлебном (Кухонном) доме возникли коммуналки, которые просуществовали там до 1970-ых годов.

Масштабные работы по реконструкции дворцового ансамбля и парка, результат которых мы видим сегодня, начались в 2005 году. Тогда возникли многочисленные научные споры, и волна протеста среди обычного населения против проекта реставрации Большого дворца Казакова. Постройка находилось в полуразрушенном состоянии с временной кровлей вместо крыши, ведь архитектор так и не завершил строительство дворца. Защитники исторической достоверности предлагали сохранить здание в таком виде. Но мэр Москвы Юрий Лужков настаивал на том, что заповеднику нужен музейный комплекс, и для его размещения все равно понадобится масштабное строение. В результате руинированный казаковский дворец превратили в современный музейный комплекс, там были воссозданы интерьеры, которых в законченном виде никогда не существовало.

Большой дворец до реконструкции. 2000-ые
wikipedia.org

Сегодня усадьба «Царицыно» — одно из любимых мест москвичей, с живописной природой, многочисленными прудами, чудными мостиками и аллеями. Территория заповедника делится на парковую и дворцовую части, условной границей между которыми служат Фигурные ворота, возведенные горе-архитектором Баженовым. Из баженовских построек в парке также сохранились Фигурный мост, Малый и Средний дворцы, Хлебный дом, предназначавшийся для парадных обедов императрицы.

А самое старинное здание комплекса — Церковь Иконы Божией Матери, выбивающаяся из красно-белого дворцового ансамбля. Она появилась здесь еще при князьях Кантемирах в середине XVIII века. Архитектор Баженов сохранил ее только в качестве ориентира на местности, который был необходим во время строительства. Ему и в голову не приходило, что церковь переживет его собственный грандиозный проект.

Храм иконы Божией Матери
wikipedia.org
 
 

 

 

 

0 комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии, авторизуйтесь пожалуйста.
Выбрать регион