Замоскворечье

770 лет назад Батый казнил князя Михаила и его верного боярина. Мужчины отказались пройти в Орде языческий обряд - очиститься прохождением между двух огней. В память о них до сих пор стоит в татарской слободе Москвы храм. Что ещё ждёт нас в Замоскворечье, где в XIV в. и возникла Татарская слобода? 

На Пятницкой улице
ru.wikipedia.org

Посольские обитатели

Населяли её выходцы из Золотой Орды и поволжских княжеств. Но это не значит, что жили здесь только татары. В Замоскворечье селились и русские, и представители других этносов. При этом все прекрасно уживались друг с другом. Этим всегда отличался наш город - в Москве никогда не было компактного проживания определённых народов, потому и не появилось никаких гетто, как в разных мегаполисах мира и европейских столицах. Гид и москвовед Александр Некрасов, с которым мы и прогулялись по Замоскворечью, считает, что татары также жили вблизи Мясницкой и Трубной улиц.

А почему слобода возникла именно в Замоскворечье? Это объясняется просто. Здесь проходил тракт, ведущий в Золотую Орду. Отсюда и название улицы Большая Ордынка. Толмачи (переводчики, обычно устной речи) селились в этом месте, чтобы обслуживать ордынское посольство.

Угол Большого Ордынского переулка (справа) и Большой Ордынки.
ru.wikipedia.org

Кстати, на Большой Ордынке, д. 18, до сих пор стоит доходный дом, построенный русским архитектором Петром Ушаковым. В начале своей карь­еры зодчий служил при Николаевской железной дороге, а в 1901-м стал архитектором Попечительского московского комитета о бедных. Возможно, поэтому среди его работ - монастырское подворье на Б. Ордынке, д. 29, глазная лечебница им. Гельмгольца, ризница храма во имя Воскресения Словущего при Ваганьковском погосте, где и похоронен архитектор.

В бывшем же доходном доме (кстати, по проектам Ушакова их в Москве возведено ещё 5) в настоящее время располагается Посольство Бахрейна. Вообще, большинство посольств в Москве размещается в особняках. Так повелось ещё при советской власти: большевики выбирали для иностранных дипмиссий достойные дома. А самыми приличными почти столетие назад считались купеческие особняки. Многие дворянские особняки к тому времени изрядно обветшали. Видимо, из-за того, что отношения с Бахрейном установлены сравнительно недавно (в 1990-м), для посольства этой страны и приспособили бывший доходный дом.

Здание посольства Бахрейна в Москве.
ru.wikipedia.org

Черниговский Зигзаг

Большую Ордынку и одну из главных торговых улиц Москвы Пятницкую соединяет Черниговский переулок, напоминающий по форме зигзаг. В доме № 3 расположен храм Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Фёдора. В 1246 г. князь Михаил и его верный боярин Фёдор поехали в ордынскую ставку, где были казнены по приказу Батыя за то, что отказались пройти языческий обряд - очиститься прохождением между двух огней. Русская церковь причислила их к лику святых, а их мощи были доставлены в Чернигов. В 1578 г. Иван Грозный распорядился перевезти мощи в Москву. Считается, что каменный храм был построен в 1675 г. в память о том, что в этом месте был встречен почётный эскорт с мощами Михаила и Фёдора. Однако их останки покоились здесь недолго, их перенесли в Архангельский собор Кремля. Любопытно, что в то время Михаил Всеволодович был политическим противником Юрия Долгорукого, а в итоге оказался в одной усыпальнице с его потомками. 

Храм Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Фёдора.
ru.wikipedia.org

Напротив храма Черниговских чудотворцев расположен храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором (Пятницкая ул., д. 4/2, стр. 8). Раньше на этом месте находился Ивановский монастырь, который был возведён одним из строителей Московского Кремля итальянским зодчим Алевизом Новым. Это был женский монастырь, в котором по традиции молились о благополучных родах великой княгини. Последний раз здесь обращались к Богу, когда на свет должен был появиться Иван Грозный. Позже Елена Глинская (мать Грозного) распорядилась перенести Ивановский монастырь ближе к центру Москвы (Малый Ивановский пер., д. 2). Монастырь был посвящён дню Усекновения главы Иоанна Предтечи и отличался строгим уставом. Поминание казни христианского пророка и посвящение царю, по воле которого много голов слетело с плеч, будто предопределило мрачную историю обители, ставшей «острогом для узниц высокого положения». Говорят, здесь были не по своей воле пострижены в монахини Прасковья Михайловна, жена старшего сына Ивана Грозного, и Мария Петровна, жена царя Василия Шуйского.

11 лет жизни провела тут в земляной тьме столбовая дворянка Дарья Салтыкова - та самая Салтычиха, известная своей жестокостью по отношению к крепостным. Ну а наиболее загадочной жительницей монастыря принято считать инокиню Досифею. Ходили слухи, что она дочьимператрицы Елизаветы и Алексея Разумовского. Ей было 40 лет, когда по приказу Екатерины II её привезли из-за границы и поместили в Ивановский монастырь, где она прожила 25 лет. А похоронена была в Новоспасском монастыре - месте погребения бояр Романовых. 

храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором
ru.wikipedia.org

Заслуженная мечеть

Москвовед Александр Некрасов уверен, что особенность Москвы - в отсутствии чисто мусульманских построек. Во все времена зодчие старались вписать любые здания в стиль города. Даже старейшая мечеть столицы - Историческая на Большой Татарской, д. 28, изначально выглядела как одноэтажное здание, ничем не отличающееся от окрестных построек. Кстати, чтобы получить разрешение на её строительство, было написано не одно прошение. Разрешение дали после 1812 г. в награду за героизм воинов-мусульман в войне с Наполеоном. Построили мечеть только в 1823-м. Минарет и купол на ней появились ещё спустя 60 лет. Сейчас это действующая мечеть.

Недалеко от неё, в Малом Татарском пер., д. 8, располагается дом Асадуллаева. Он был построен в 1913-м на средства бакинского нефтепромышленника и мецената Шамси Асадуллаева. На первый взгляд, это здание в стиле классицизма. Однако если приглядеться, то можно увидеть на фасаде узоры, характерные для мусульманских архитектурных строений. Изначально в этом доме находилась школа. Затем появились библиотека тюркских народов, типография и даже редакция газеты на татарском языке. В ­2003-м здание передали Татарскому культурному центру. В наши дни здесь проводятся лекции, фестивали, работают секции для детей.

Историческая мечеть Москвы на Большой Татарской, д. 28.
ru.wikipedia.org

0 комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии, авторизуйтесь пожалуйста.
Выбрать регион