Самые знаменитые мосты Москвы
«Я строю мысленно мосты, Их измерения просты. Я строю их из пустоты, Чтобы туда идти, где ты», - лирично написал Валентин Гафт. Мосты - они вообще располагают к сентиментальности, соединяя «вечность до» и «вечность после». В Москве их больше 450!
Это и «рабочие» переправы через реки, и ажурные мосты в парках, и изысканные памятники старины. Просто они в отличие от Венеции (где население примерно в 40 раз меньше, чем в Москве, а мостов столько же, сколько у нас) немножко теряются на фоне столичной грандиозности и масштабности. Вот почему тёплым августовским вечером их особенно приятно отыскать, пройти и, замерев между двумя берегами, сфотографироваться где-то посередине. Желательно, не вставая на перила.

Раз - дощечка...
«У нас часто пишут, что до XV века постоянные мосты не строили в Москве потому, что не умели или даже ленились. Это не совсем так, - комментирует Алексей Клименко, историк архитектуры, - просто с дорогами было напряжённо, реки были важными торговыми артериями, и «загромождать» их считалось нецелесообразным. Либо оборудовали броды, либо сооружали «живые» переправы из связанных между собою брёвен. В чём удобство? Их можно было легко разобрать зимой или оперативно уничтожить в случае нападения неприятеля». На этом, впрочем, удобства заканчивались - брёвна скользили и разъезжались под ногами...
Хотите «прочувствовать ногами» мостовую историю Москвы? Тогда вам можно порекомендовать три моста - Бородинский, Москворецкий и Воскресенский. И вот почему. Пешеходный Бородинский, построенный к 100-летию разгрома армии Наполеона на месте своего каменного предшественника (соединяет Смоленскую ул. с Б. Дорогомиловской и Киевским вокзалом), просто дышит историей. В 1788 г. на его месте существовал Дорогомиловский «живой мост». Именно по нему русская армия покинула Москву после совета в Филях. Брёвна расходились, солдаты проваливались. Кутузов распорядился о срочной починке. Наполеон, так и не дождавшийся коленопреклонённых москвичей с ключами от города, ввёл войска в него по... тому же свежеотремонтированному русскими Дорогомиловскому мосту, на месте которого сейчас воздвигнут Бородинский! Так что в зависимости от направления прогулки вы можете почувствовать себя или Кутузовым, или Наполеоном...

А вот Большой Москворецкий (пересекает Москву-реку неподалёку от Спасской башни Кремля), кроме славной древней истории (на его месте находилась самая старая в столице переправа) любопытен историей новейшей. Помимо того что виды с него самые выигрышные, а облицовка фасадов выполнена из розового гранита в единой цветовой гамме со стенами Кремля, именно он в конце мая 1987 г. послужил посадочной площадкой для лётчика-экстремала Матиаса Руста, прорулившего по нему до храма Василия Блаженного...


Ну и наконец, совершенно уникальный даже для российской столицы, переполненной диковинками, Воскресенский мост. Построенный во время правления Бориса Годунова в начале XVII в., он, по отзывам современников, «славился торговлей замысловатыми пряниками всевозможных форм и вкусов, а ещё «сахарным хрустом» - леденцами». После пожара 1812 г. «сладкий» Воскресенский мост, соединявший район Кремля и Китай-города с Белым городом за рекой Неглинной, засыпали землёй. Раскопали его только в 2003-2004 гг., и теперь он - главный экспонат в Музее археологии Москвы!

По контрасту с древними переправами хорошо прогуляться по одному из самых «свежих» и экзотичных мостов - Живописному (открыли в 2007 г.). Вокруг него, зависшего над Москвой-рекой, сразу «склубилась» масса легенд. Говорят, натянутые в виде сети мегатехнологичные ванты... притягивают НЛО. Ещё говорят, что его конструкция беспрерывно раскачивается. И что ресторан наверху (в эллипсоиде) так и не открыли, потому что туда «забыли» провести канализацию... Во всех этих легендах - понемножку правды. Живописный мост - реально супертехнологичная конструкция. Мост таки раскачивается - но для того, чтобы минимизировать «скачки», на нём установили два гигантских амортизатора. Ну и про туалеты в ресторане не забыли - просто «подрагивающие» трубы, идущие вниз, неминуемо повреждались бы - вот и решили: зачем посетителям с котлетой в зубах «сортирный дискомфорт»? Потому-то ресторан и не открыли.

«Столица остро нуждается в новых мостах, но важно, чтобы архитекторы думали о том, как их творения соотнесутся с городским речным пейзажем. Потому что Москву нужно в первую очередь воспринимать с точки зрения эстетики», - считает А. Клименко. Кстати, в ближайшее время у нас начнут сооружать несколько новых переправ: один из мостов на юге столицы свяжет Каширское шоссе с районом Печатники...
Самый древний
«Миллионщик»
Ростокинский мост-акведук (в переводе - «водовод»), построенный в 1804 г., считается старейшим «неперестроенным» каменным мостом в Москве.
История его создания отражает торжество демократии в столице. После страшной эпидемии чумы в 1771 г., унесшей жизни чуть ли не половины города, москвичи выступили с наказом решить проблему водоснабжения, чтобы не черпать бактерии из речушек. Екатерина II пошла навстречу - в 1779 г. поручила «генерал-поручику Бауеру произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы». По легенде, она сама присмотрела ключи близ села Большие Мытищи, откуда предложила брать воду, сходив на богомолье в Троице-Сергиеву лавру и попробовав воду из Святого ручья (его ещё называют Громовым, поскольку возник он от удара молнии). Строящийся мост-водовод Екатерина II в 1785 г. назвала «лучшей постройкой Москвы, с виду лёгок, как перо... и весьма прочен». За небывалую стоимость - около 2 млн руб. (тогда на них можно было купить 200 тыс. элитных коров!) - акведук прозвали «Миллионным». К 200-летию со дня открытия моста с него прогнали раз и навсегда... скалолазов, годами вбивавших в него страховочные крючья, и накрыли крышей!
Самые «подвижные»
Понаехавшие!
Пушкинский мост и мост имени Богдана Хмельницкого - два самых известных в Москве моста-«передвижника». Первый переехал на 1,5 км, второй - на 2,5 км. Поразительно, но у их «прародителей» одни и те же инженеры.

Зачем мосты двигали? «Старые железнодорожники» не справлялись с возросшей нагрузкой, и их перепрофилировали в прогулочные. Пушкинский, соединяющий одноимённую набережную Нескучного сада с Фрунзенской, приехал на новое место с ветерком в 1999-м! Ради этого судоходство перекрывали на 8 суток! Основой его стал Андреевский мост, построенный в 1905-1907 гг. (при «переезде» не учли разницу в ширине речки - пришлось достраивать: - со 135 до 225 м!). На нём осталась табличка с краткой историей Андреевского моста, поэтому на многих картах возникает путаница: его называют то Андреевским, то Пушкинским...
Ещё один «ездун» - пешеходный мост имени Богдана Хмельницкого, он же бывший Краснолужский. На нём в 2002 г. был установлен мировой рекорд по поцелуям - одновременно целовались 2226 человек!

Самый легендарный
Давай зависнем!
Крымский мост - самый, пожалуй, необычный и знаменитый в мегаполисе, потому что как бы подвешен над водой. История у него не менее яркая, чем внешний вид.
К Крымскому мосту (соединяет одноимённую площадь с Крымским Валом) москвичи настолько привыкли, что уже не задумываются, откуда взялось такое актуальное название. А всё дело в том, что он был построен на месте, где в XVI-XVII вв. находилась переправа Крымский брод (Москва-река была тогда мелкой, а рядом располагался двор, где останавливались гонцы из Крымского ханства). Прародитель моста, по традиции, был деревянным, спустя почти сто лет, в 1880-х гг., его заменили на металлический. И не то чтобы он особо поизносился, но Сталин (которому ужасно захотелось называть себя «понтификом», что в переводе как раз «возводящий мосты») решил на его месте выстроить грандиозный мост - памятник собственному величию, самый-самый в СССР. Архитектором стал «давно присмотренный» молодой Александр Власов. Поразительно, но, пока строили новый мост, старый, не разрушая, сдвинули на 50 м вниз по течению реки: а вдруг не получится? Особенность конструкции шедевра в том, что четыре пилона (стальные колонны с клёпками) соединены между собой не балками, а цепями, закреплёнными на концах моста, и дорожное полотно как бы подвешено на металлических тросах - вантах. Очертаниями напоминает арфу - любимый инструмент Сталина - и, несмотря на воздушность, весит более 10 тысяч тонн! По легенде, одна из сотен тысяч заклёпок в пилонах Крымского моста - из чистого золота и вкрутил её сам генсек - «на удачу». По ещё одной легенде, этот мост - излюбленное место самоубийц, потому что якобы под ним проходят тектонические разломы и вообще тут раньше были скотобойни, «испортившие ауру». Но, как пояснили «АиФ» в Институте физики Земли, магнитное поле разломов на психику людей не влияет, так что всё это городские «рассказки»!

Рекордсмены по длине
От Петра до Хрущева
Лужнецкий двухэтажный мост (соединяет Лужники и Воробьёвы горы) - обладатель сразу нескольких рекордов.
Нижний ярус - Метромост - станция с самой длинной платформой (270 м по сравнению с обычными 180 м!), а вот верхний ярус, автомобильный, - это, собственно, самый длинный мост в Москве , его длина с эстакадой - 2030 м. Несмотря на обилие рекордов, судьба у него непростая. Оттого, что был по прихоти Хрущёва построен не из металлических опор, а из железобетона и в рекордные сроки - всего за 19 месяцев, он десятилетиями ремонтировался, потому что подтекал с первых лет от дождей и ломался. На время 18-летнего (!) ремонта были построены два обходных моста, «быки»-опоры от них можно видеть и сегодня.

Его наиболее «мелкий» собрат в Москве - Преображенский метромост длиной всего 330 м. Быстро проехав от станции «Сокольники» до «Преображенской площади», вспомните, что где-то неподалёку, в окрестностях, Пётр I испытывал «дедушку русского флота» - свой знаменитый ботик и создавал Семёновский и Преображенский полки. Если, конечно, успеете - мост ну очень коротенький...

Самый романтичный
Замки любви
В 2007 г. на Лужковом мосту, соединяющем Болотную площадь с Кадашёвской набережной, появилось первое «дерево любви», и он стал «№ 1» у парочек.
Замки на ограды мостов влюблённые пытались вешать и раньше - но власти этому противились, опасаясь «перегруза» (и правильно - в 2014 г. в Париже из-за тысяч замочков рухнул мост Искусств!). Придумали сооружать «замковые деревья» на мосту и рядом с ним. Возле Поцелуева моста есть ещё и... специально выгнутая Скамья примирения, усидеть на ней порознь невозможно!
