Самые красивые станции московского метро
Московский метрополитен – это не только средство передвижения, но и настоящий подземный музей. Неслучайно он имеет статус самого красивого метро в мире
«Электрозаводская»
Строительство станции «Электрозаводская» началось в 1939 году, но было заморожено в связи с началом войны. К 1941 году тоннель метро был почти готов, и его использовали как бомбоубежище. Работа над станцией возобновилась в 1943 году, а в мае следующего года ее открыли. Проектировали «Электрозаводскую» архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Особый эмоциональный фон залу придают украшающие его горельефы авторства скульптора Георгия Мотивилова. Композиции изображают сценки на тему «Труд во время войны» и «Московский Электроламповый завод». Но самое оригинальное оформительское решение — это потолок станции и его освещение. Весь свод центрального зала занимают 318 полусферических ниш с лампами внутри. После того, как их сделали матовыми и покрасили, никто не замечает, что это отдельные элементы. При строительстве станции даже случился казус: станцию решил посмотреть председатель горисполкома и увидел ее в тот момент, когда уже установили полусферические алюминиевые «колпаки», но еще должным образом не обработали. Посмотрев на свод, председатель возмутился: «Что за посудная лавка?!». К счастью, ему удалось объяснить, что конечный результат будет другим. Станция эта в результате стала одной из лучших в Московском метро и в 1946 году была удостоена Сталинской премии 1-й степени.
«Маяковская»
Проект станции глубокого заложения разработал в 1935 году архитектор Самуил Кравец. Уже приступили к строительству, но оказалось, что инженеры не учли сложные геологические условия, и свод станции начал покрываться трещинами. Новым архитектором «Маяковской» стал Алексей Душкин, изменив проект, он заменил бетонные внутренние опоры на металлические. Арочные металлические элементы значительно усилили конструкцию.
Станцию открыли в 1938 году. В проекте она носила название «Триумфальная площадь», но так как в 1936 году саму площадь переименовали в «Площадь Маяковского», то и станции метро присвоили краткое название «Маяковская». Несмотря на то, что формально архитектура станции относится к «сталинской неоклассике», выглядит она довольно авангардно. Легкость и изящество придают ей сходство со стилем «ар-деко». Колонный зал кажется просторным, хотя ширина платформы меньше, чем у других станций глубокого заложения. Свод «Маяковской» украшен мозаиками, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки из цикла «Авиация». Многие критики недоумевали, почему среди 35 панно (одно было утеряно в годы войны) нет ни одного, связанного с темой поэта. Зато мозаиками со строками из стихотворений Владимира Маяковского украшен свод кассового зала одного из вестибюлей станции. В годы войны «Маяковка» использовалась в качестве бомбоубежища, куда вмещалось до 50 тысяч человек одновременно.
В 1938 году «Маяковская» была удостоена Гран-при на международной выставке в Нью-Йорке, а в 1980-х получила статус памятника архитектуры
«Площадь Революции»
Станция Арбатско-Покровской линии была открыта в 1938 году в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Курская». Свое название она получила по одноименной площади. Проект разработал архитектор Алексей Душкин.
В отделке станции использовали черный армянский мрамор, сочетающийся с белым, серым и золотистым мрамором других пород. Станционный зал освещается двумя рядами круглых плоских люстр- «тарелок». Арочные проходы украшают бронзовые скульптуры героев революции. Из-за узкого пространства арок позы у героев революции: матросов, солдат и крестьян получились какими-то скрюченными. На эту тему в СССР бытовала шутка, что это и есть образ советского народа – «он весь или сидит, или стоит на коленях». В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части — головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако, у каждой скульптурной композиции были «двойники», и облик станции удалось восстановить в первоначальном виде.
«Комсомольская» (кольцевая)
Станция «Комсомольская» кольцевой линии стала последним проектом знаменитого зодчего, автора Мавзолея и Казанского вокзала, Алексея Щусева. Правда, до окончания строительства станции архитектор не дожил. Открыта «Комсомольская» была в 1952 году, весь ее архитектурный облик отражал торжество победы советского народа над фашизмом.
Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Мозаики изображают великих полководцев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Именно эти герои были упомянуты в речи Сталина, произнесенной на параде 7 ноября 1941 года. Само высказывание вождя было высечено на мраморной доске, установленной при входе в перронный зал. Еще два панно, изображавшие Сталина, были заменены после развенчания культа личности в 1963 году. Станцию «Комсомольская» называют апофеозом сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко.
«Достоевская»
Относительно новая станция Люблинско-Дмитровской линии «Достоевская» открылась в составе участка «Трубная» — «Марьина роща» в 2010 году. Свое название она получила по одноименной улице, расположенной неподалеку. Строительство станции велось еще с середины 1990-х годов, однако вскоре на долгое время было заморожено из-за нехватки средств. Работы были возобновлены лишь в 2007 году. Это одна из немногих современных станций московского метрополитена, оформленная художественно. Правда, именно оформление и вызвало неоднозначную реакцию общественности. На стенах станции изображены сцены, иллюстрирующие четыре романа Федора Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», в том числе сцены насилия, описанные в произведениях. Многие москвичи возмутились «излишне трагическим» обликом помещения. На что автор мозаик, художник Иван Николаев, возразил: «Если уж браться за тему Достоевского, то нужно соответствовать глубине и трагичности его творчества».
«Киевская»
Станция была открыта в 1954 году в составе участка «Белорусская» — «Парк Культуры». Она получила название от одноименного ей Киевского вокзала и замкнула собой строившуюся Кольцевую линию. Проектировала станцию группа украинских зодчих во главе с архитектором Евгением Катониным. Центральная часть посадочного зала, перекрытая изящным белоснежным сводом, соединена с боковыми частями параболическими арками, окаймленными лепным жгутом, что характерно для украинской архитектуры семнадцатого века. Восемнадцать пилонов украшены мозаичными панно из смальты, оформленными на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов.
На одной из мозаик — «Борьба за Советскую власть на Украине» изображен партизан, который использует переносной телефон на базе штабного телефона FF-17, который производился с 1910 по 1920 годы в Германии. Забавно, что некоторые современные пассажиры принимают его за мобильник. Несмотря на то, что станция открылась после 1953 года, она была последней и самой богатой на изображения Сталина. На разных мозаиках можно было увидеть семь его профилей. После развенчания культа личности все изображения вождя были убраны.
«Новослободская»
Названная по одноименной улице, в самом начале которой расположена, станция «Новослободская» открылась в 1952 году на участке «Курская» — «Белорусская». Это последняя работа архитектора Алексея Душкина, построившего несколько станций московского метрополитена. Проект он разрабатывал совместно с начинающим зодчим Алексеем Стрелковым. У авторов была идея сделать «что-то сказочное, декоративное». И, несмотря на то, что станция держится на тяжелых пилонах, а не на колоннах, проектировщиком удалось достичь эффекта легкости и изящности.
Самый яркий элемент в оформлении «Новослободской» — 32 эффектно подсвечиваемых витража, созданных латвийскими мастерами. Для изготовления витражей были использованы стекла из Кафедрального Собора в Риге, которые предназначались для костелов. На витражах изображены цветы, фантастические растения, звезды. В верхней части каждого витража помещены медальоны с различными картинками. На некоторых из них можно узнать представителей советской интеллигенции: музыканта, художника, архитектора и других. А в торце центрального зала расположено большое, во всю стену смальтовое панно «Мир во всем мире» работы художника Павла Корина. На нем изображена мать с ребенком на руках, в которой находили сходство с женой автора станции Душкина. Голуби на витраже появились при Хрущеве, до этого на их месте был изображен портрет Сталина.
Кстати, Алексей Душкин задумывал «Новослободскую» как полутемную таинственную «станцию-грот», поэтому люстры, висевшие здесь изначально, не давали много света. В 2003 году во время реставрации они были заменены на более мощные.