Самые красивые станции московского метро

Московский метрополитен – это не только средство передвижения, но и настоящий подземный музей. Неслучайно он имеет статус самого красивого метро в мире

Станция "Площадь Революции"
wikipedia.org

«Электрозаводская»

Строительство станции «Электрозаводская» началось в 1939 году, но было заморожено в связи с началом войны. К 1941 году тоннель метро был почти готов, и его использовали как бомбоубежище. Работа над станцией возобновилась в 1943 году, а в мае следующего года ее открыли. Проектировали «Электрозаводскую» архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Особый эмоциональный фон залу придают украшающие его горельефы авторства скульптора Георгия Мотивилова. Композиции изображают сценки на тему «Труд во время войны» и «Московский Электроламповый завод». Но самое оригинальное оформительское решение — это потолок станции и его освещение. Весь свод центрального зала занимают 318 полусферических ниш с лампами внутри. После того, как их сделали матовыми и покрасили, никто не замечает, что это отдельные элементы. При строительстве станции даже случился казус: станцию решил посмотреть председатель горисполкома и увидел ее в тот момент, когда уже установили полусферические алюминиевые «колпаки», но еще должным образом не обработали. Посмотрев на свод, председатель возмутился: «Что за посудная лавка?!». К счастью, ему удалось объяснить, что конечный результат будет другим. Станция эта в результате стала одной из лучших в Московском метро и в 1946 году была удостоена Сталинской премии 1-й степени.

Станция "Электрозаводская"
wikipedia.org

«Маяковская»

Проект станции глубокого заложения разработал в 1935 году архитектор Самуил Кравец. Уже приступили к строительству, но оказалось, что инженеры не учли сложные геологические условия, и свод станции начал покрываться трещинами. Новым архитектором «Маяковской» стал Алексей Душкин, изменив проект, он заменил бетонные внутренние опоры на металлические. Арочные металлические элементы значительно усилили конструкцию.

Станцию открыли в 1938 году. В проекте она носила название «Триумфальная площадь», но так как в 1936 году саму площадь переименовали в «Площадь Маяковского», то и станции метро присвоили краткое название «Маяковская». Несмотря на то, что формально архитектура станции относится к «сталинской неоклассике», выглядит она довольно авангардно. Легкость и изящество придают ей сходство со стилем «ар-деко». Колонный зал кажется просторным, хотя ширина платформы меньше, чем у других станций глубокого заложения. Свод «Маяковской» украшен мозаиками, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки из цикла «Авиация». Многие критики недоумевали, почему среди 35 панно (одно было утеряно в годы войны) нет ни одного, связанного с темой поэта. Зато мозаиками со строками из стихотворений Владимира Маяковского украшен свод кассового зала одного из вестибюлей станции. В годы войны «Маяковка» использовалась в качестве бомбоубежища, куда вмещалось до 50 тысяч человек одновременно.

В 1938 году «Маяковская» была удостоена Гран-при на международной выставке в Нью-Йорке, а в 1980-х получила статус памятника архитектуры

Станция "Маяковская"
wikipedia.org

«Площадь Революции»

Станция Арбатско-Покровской линии была открыта в 1938 году в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Курская». Свое название она получила по одноименной площади. Проект разработал архитектор Алексей Душкин

В отделке станции использовали черный армянский мрамор, сочетающийся с белым, серым и золотистым мрамором других пород. Станционный зал освещается двумя рядами круглых плоских люстр- «тарелок». Арочные проходы украшают бронзовые скульптуры героев революции. Из-за узкого пространства арок позы у героев революции: матросов, солдат и крестьян получились какими-то скрюченными. На эту тему в СССР бытовала шутка, что это и есть образ советского народа – «он весь или сидит, или стоит на коленях». В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части — головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако, у каждой скульптурной композиции были «двойники», и облик станции удалось восстановить в первоначальном виде.

Станция "Площадь Революции"
wikipedia.org

«Комсомольская» (кольцевая)

Станция «Комсомольская» кольцевой линии стала последним проектом знаменитого зодчего, автора Мавзолея и Казанского вокзала, Алексея Щусева. Правда, до окончания строительства станции архитектор не дожил. Открыта «Комсомольская» была в 1952 году, весь ее архитектурный облик отражал торжество победы советского народа над фашизмом.

Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Мозаики изображают великих полководцев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Именно эти герои были упомянуты в речи Сталина, произнесенной на параде 7 ноября 1941 года. Само высказывание вождя было высечено на мраморной доске, установленной при входе в перронный зал. Еще два панно, изображавшие Сталина, были заменены после развенчания культа личности в 1963 году. Станцию «Комсомольская» называют апофеозом сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко.

Станция "Комсомольская"
wikipedia.org

«Достоевская»

Относительно новая станция Люблинско-Дмитровской линии «Достоевская» открылась в составе участка «Трубная» — «Марьина роща» в 2010 году. Свое название она получила по одноименной улице, расположенной неподалеку. Строительство станции велось еще с середины 1990-х годов, однако вскоре на долгое время было заморожено из-за нехватки средств. Работы были возобновлены лишь в 2007 году. Это одна из немногих современных станций московского метрополитена, оформленная художественно. Правда, именно оформление и вызвало неоднозначную реакцию общественности. На стенах станции изображены сцены, иллюстрирующие четыре романа Федора Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», в том числе сцены насилия, описанные в произведениях.  Многие москвичи возмутились «излишне трагическим» обликом помещения. На что автор мозаик, художник Иван Николаев, возразил: «Если уж браться за тему Достоевского, то нужно соответствовать глубине и трагичности его творчества».

Станция "Достоевская"
wikipedia.org

«Киевская»

Станция была открыта в 1954 году в составе участка «Белорусская» — «Парк Культуры». Она получила название от одноименного ей Киевского вокзала и замкнула собой строившуюся Кольцевую линию. Проектировала станцию группа украинских зодчих во главе с архитектором Евгением Катониным. Центральная часть посадочного зала, перекрытая изящным белоснежным сводом, соединена с боковыми частями параболическими арками, окаймленными лепным жгутом, что характерно для украинской архитектуры семнадцатого века. Восемнадцать пилонов украшены мозаичными панно из смальты, оформленными на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов.

На одной из мозаик — «Борьба за Советскую власть на Украине» изображен партизан, который использует переносной телефон на базе штабного телефона FF-17, который производился с 1910 по 1920 годы в Германии. Забавно, что некоторые современные пассажиры принимают его за мобильник. Несмотря на то, что станция открылась после 1953 года, она была последней и самой богатой на изображения Сталина. На разных мозаиках можно было увидеть семь его профилей. После развенчания культа личности все изображения вождя были убраны.

Станция "Киевская"
wikipedia.org

«Новослободская»

Названная по одноименной улице, в самом начале которой расположена, станция «Новослободская» открылась в 1952 году на участке «Курская» — «Белорусская». Это последняя работа архитектора Алексея Душкина, построившего несколько станций московского метрополитена. Проект он разрабатывал совместно с начинающим зодчим Алексеем Стрелковым. У авторов была идея сделать «что-то сказочное, декоративное». И, несмотря на то, что станция держится на тяжелых пилонах, а не на колоннах, проектировщиком удалось достичь эффекта легкости и изящности. 

Самый яркий элемент в оформлении «Новослободской» — 32 эффектно подсвечиваемых витража, созданных латвийскими мастерами. Для изготовления витражей были использованы стекла из Кафедрального Собора в Риге, которые предназначались для костелов. На витражах изображены цветы, фантастические растения, звезды. В верхней части каждого витража помещены медальоны с различными картинками. На некоторых из них можно узнать представителей советской интеллигенции: музыканта, художника, архитектора и других. А в торце центрального зала расположено большое, во всю стену смальтовое панно «Мир во всем мире» работы художника Павла Корина. На нем изображена мать с ребенком на руках, в которой находили сходство с женой автора станции Душкина. Голуби на витраже появились при Хрущеве, до этого на их месте был изображен портрет Сталина.

Кстати, Алексей Душкин задумывал «Новослободскую» как полутемную таинственную «станцию-грот», поэтому люстры, висевшие здесь изначально, не давали много света. В 2003 году во время реставрации они были заменены на более мощные.

Станция "Новослободская"
wikipedia.org

0 комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии, авторизуйтесь пожалуйста.
Выбрать регион