По следам Остапа Бендера
Вторая часть всеми любимого романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» называется «В Москве». Топография книги наполнена московскими адресами, названиями и связанными с ними приметами времени. Где жили Киса и Ося, какое здание построили на брильянтовые деньги, где находилась редакция газеты «Станок», читайте в материале.
Комсомольская (Каланчевская) площадь
В поисках сокровищ Бендер с Кисой Воробьяниновым прибывают из Старгорода в Москву на Казанский вокзал.
«Концессионеры с трудом пробились к выходу и очутились на Каланчевской площади. Справа от них были геральдические курочки Ярославского вокзала. Прямо против них – тускло поблескивал Октябрьский вокзал, выкрашенный масляной краской в два цвета. Часы на нем показывали пять минут одиннадцатого. На часах Ярославского вокзала было ровно десять. А посмотрев на темно синий, украшенный знаками зодиака, циферблат Рязанского вокзала, путешественники заметили, что часы показывали без пяти десять.
– Очень удобно для свиданий! – сказал Остап. – Всегда есть десять минут форы».
Дом-музей Герцена
Сивцев Вражек, 27
Приехав в Москву, герои решают остановиться в общежитии, где у Бендера якобы есть друзья.
«Остановились на Сивцевом Вражке:
— Что это за дом? — спросил Ипполит Матвеевич.
Остап посмотрел на розовый домик с мезонином и ответил:
— Общежитие студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца».
Под «розовым домиком с мезонином» подразумевается одноэтажный особнячок, построенный после пожара 1812 года и уцелевший в советское время только благодаря тому, что в нем с 1843 по 1847 год жил писатель Александр Герцен.
Здесь охотники за стульями находят московское пристанище, и здесь же в конце романа разъяренный Воробьянинов лишает жизни Остапа Бендера.
Ресторан Прага
ул. Арбат, 2/1
Бывший трактир, превратившийся к концу XIX века в роскошный ресторан, после революции вновь поменял статус, став столовой. Но столовой высшего класса — с оркестром, танцами, пышными интерьерами.
«Здоровье — радость, высшее благо, /В столовой Моссельпрома — бывшая «Прага». — рекламировал заведение Владимир Маяковский.
Именно сюда Киса Воробьянинов приводит на свидание студентку Лизу и просаживает здесь деньги, предназначенные на покупку стульев.
«После недолгих уговоров Ипполит Матвеевич повез Лизу в образцовую столовую МСПО «Прагу» — лучшее место в Москве, как говорил ему Бендер. Лучшее место в Москве поразило Лизу обилием зеркал, света и цветочных горшков. Лизе это было простительно — она никогда еще не посещала больших образцово-показательных ресторанов».
Боясь растрат, Киса заказывает «сосиски по рублю двадцать пять и бутылку водки».
Петровский пассаж
Петровка, 10
После революции из Фирсановского пассажа (называвшегося так по имени владелицы) выселили все магазины, торговля вернулась туда во времена НЭПа, в 1920-е годы, как раз описываемые в романе «12 стульев». Здесь же находился тогда аукционный зал, где концессионеры упустили заветный гарнитур.
«В Пассаж на Петровке, где помещался аукционный зал, концессионеры вбежали бодрые, как жеребцы. В первой же комнате аукциона они увидел то, что так долго искали. Все десять стульев Ипполита Матвеевича стояли вдоль стенки на своих гнутых ножках».
Воспитательный дом
Китайгородский пр., 9, с. 1
Массивное здание на Москворецкой набережной в царское время занимал Воспитательный дом – приют для подкидышей и незаконнорожденных детей. В нем, названном после революции «Дворец труда», разместились профсоюзы, управление соцобеспечения, редакции газет. В романе «12 стульев» Ильф и Петров описали «Дворец труда» как Дом Народов, поместив сюда редакцию газеты «Станок», напечатавшую заметку о том, что Бендер попал под лошадь.
«Восьмой стул поехал в Дом Народов. Мальчишка, преследовавший этот стул, оказался пронырой. Преодолев заграждения в виде комендатуры и многочисленных курьеров, он проник в Дом и убедился, что стул был куплен завхозом редакции «Станка».
Кстати, прототипом «Станка» стала родная Ильфу и Петрову газета «Гудок», где писатели проработали много лет.
Именно здесь Остап и позаимствовал очередной стул и оставил мадам Грицацуеву запертой в стеклянном тамбуре.
Центральный дом культуры железнодорожников
Комсомольская площадь, 4
Согласно легенде, строительство клуба для работников железной дороги вынужденно профинансировал купец Николай Стахеев. После революции он эмигрировал во Францию, но вскоре вернулся за оставшейся в России частью нажитого капитала. Здесь его поймали работники ГПУ, которые поставил условие: он отдает деньги и получает возможность вновь эмигрировать. Историю эту печатала газета «Гудок», в которой работали Ильф и Петров. Впоследствии сюжет был запечатлен в «Двенадцати стульях».
Возле дома культуры разворачивается финальная душераздирающая сцена романа:
«Очутившись на улице, Ипполит Матвеевич насупился:
— Где же драгоценности? — закричал предводитель.
— Да вот они! — закричал румяный старик. – Клуб на них построили, солдатик! Видишь? Паровое отопление, шахматы с часами, буфет, театр, в галошах не пускают!..
Ипполит Матвеевич оледенел…».