Москва Маяковского

По московским местам, связанным с жизнью поэта, нас провела начальник экспозиционного отдела Государственного музея В.В. Маяковского Марина Краснова.

 
Маяковский на своей выставке "20 лет работы"
wikipedia.org

Маяковский – поэт-урбанист, он любит город с его ритмом и движением, город для него живое существо. В стихах Маяковского мы можем встретить мосты «заломившие железные руки» или фонарь, который «сладострастно снимает с улицы черный чулок». Поэт легко может позволить себе «сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб» или «бросить гулкую дробь шагов в бубны улиц». Город Маяковского всегда конкретен, и чаще всего в нем узнается именно Москва, которую он упомянул в своих произведениях более 200 раз, выразив, таким образом, свои чувства. Стихи Маяковского насыщены московскими адресами и московской топонимикой – это места, где бывал он сам, где любил гулять или отдыхать, работал или жил. Сегодня мы коснемся лишь некоторых адресов, связанных с именем поэта.

Квартира Маяковских в Спиридоньевском

Спиридоньевский пер., 12/9

Маяковский с матерью и сестрами переезжают в Москву из Грузии в 1906 году. Семья арендует квартиру в Спиридоньевском переулке: «Нашли квартиру на углу Козихинского переулка и Малой Бронной улицы, в доме Ельчинского, на третьем этаже», – писала позже Александра Алексеевна, мама поэта.

Сестра Маяковского вспоминала: «Мы сняли квартиру с центральным отоплением. Двор разделен корпусами домов на ряд узких коридоров, покрытых асфальтом. Дома здесь расположены так близко друг к другу, что из любого корпуса можно видеть все, что делается напротив. Из окон видны клочки неба. После свободного приволья Багдади и Кутаиса было тесно, душно».

Переезд в Москву был связан с трагической смертью отца Маяковского, погибшего от заражения крови. После этого поэт на всю жизнь приобрел бактериофобию — он часто мыл руки, боялся браться за дверные ручки, избегал острых предметов.

В доме в Спиридоньевском переулке семья прожила с 1906 по 1907 год. В это время Маяковский учился в IV классе классической гимназии, откуда вынужден был уйти «вследствие невзноса платы за первую половину 1908 года».

Спиридоньевский переулок
wikipedia.org

Квартира Маяковских на Красной Пресне

Красная Пресня, 36 с.1

«Я живу на Большой Пресне, 36, 24», – писал Владимир Маяковский в 1915 году в стихотворении «Я и Наполеон». Семья Маяковских проживала здесь с августа 1913 по май 1915 года. После дома в Спиридоньевском переулке, они сменили еще множество съемных квартир. По воспоминаниям старшей сестры поэта, Людмилы Маяковской, обстановка была достаточно скромной, комнаты оклеены светло-желтыми обоями, напоминавшими Маяковским о солнечной Грузии. Владимир занимал самую маленькую из четырех комнат. В период жизни на Пресне Маяковским было написано более 40 поэтических произведений. Из этой квартиры в декабре 1913 года Маяковский вместе с друзьями уехал в турне по городам России. Они читали стихи, выступали с лекциями о последних направлениях в искусстве, рассказывали о футуризме. В 1915 году семья Маяковских переехала в квартиру на Большой Пресне, 44, где прожила до 1927 года, а сам поэт уехал в Петроград. С этого времени он жил отдельно от семьи, приезжая в 1917 – 1918 годах в Москву он останавливался в меблированных комнатах «Сан-Ремо» (Дмитровский пр., 9).

Сейчас в квартире на Красной Пресне работает выставка, посвященная американской дочери поэта – Патриции Дж. Томпсон (Елене Владимировне Маяковской)

Фрагмент выставки "Дочка" в квартире Маяковских на Красной Пресне
Фото с сайта muzeimayakovskogo.ru

Московское училище живописи, ваяния и зодчества

Мясницкая, 21

В 1911 году Маяковский поступил в училище живописи, ваяния и зодчества, о чем поэт оставит воспоминания: «Поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Работал хорошо <…> В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходил напевая. Я стал задирать. Почти задрался». Именно Давид Бурлюк ввел поэта в круг футуристов. В период учебы Маяковским было создано несколько живописных работ, большое количество рисунков и шаржей на друзей и знакомых. В 1912 году он выставлялся на выставке общества художников «Союз молодежи». В 1914 году «...ввиду того, что гг. Бурлюк и Маяковский продолжали выступать на диспутах…» совет Училища живописи, ваяния и зодчества постановил исключить их из числа учеников. В прессе того времени это событие было представлено, как травля на футуристов.

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
Ольга Ваганова/АиФ

Политехнический музей

Новая площадь, 3/4

Целая эпоха в истории Политехнического музея связана с именем Владимира Маяковского, в общей сложности он выступал здесь 44 раза.

11 ноября 1913 года на сцену Большой аудитории музея он впервые вышел в знаменитой желтой кофте, которая стала символом неприличия в начале XX века.

Ее появление поэт опишет следующим образом: «Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук. Очевидно — увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук. Впечатление неотразимое».

Полиция обыскивала Маяковского, чтобы изъять кофту, но обязательно кто-нибудь из друзей проносил ее за кулисы, и поэт появлялся на сцене, эпатируя публику своим внешним видом.

В 1920-е годы попасть на авторский вечер Маяковского было делом не простым: «Людская лавина буквально стирала со стен афиши. Под ее напором трещали деревянные барьеры и зудели стекла в дверях и витринах, и, казалось, что и самые двери вот-вот будут сняты с петель и унесены на плечах многоспинной толпы прочь».

Маяковский не только читал стихи на своих вечерах, но и общался со зрителем с помощью записок, всего поэтом было собрано около 7000 записок от зрителей. Они должны были лечь в основу книги «Универсальный ответ записочникам».

Политехнический музей. 2013 год
wikipedia.org

Сретенский бульвар

По словам друга поэта Василия Каменского, когда Маяковский вышел из Бутырской тюрьмы, где провел почти шесть месяцев, он первым делом пошел гулять по бульварам. На Сретенском состоялся его литературный дебют: «Ночь, Сретенский бульвар. Читаю строки Бурлюку. Прибавляю — это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: «Да это же ж вы сами написали! Да вы же ж гениальный поэт! ...В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом». Первое стихотворение Маяковского «Ночь» было опубликовано в 1912 г. в сборнике «Пощечина общественному вкусу».

Сретенский бульвар
Ольга Ваганова/АиФ

Квартира Маяковского и Бриков в Полуэктовом переулке

Сеченовский пер., 5

Во время своего пребывания в Петрограде Маяковский влюбляется в Лилю Брик. В 1919 году поэт вместе с Лилей и ее мужем Осипом приезжают в Москву и селятся в квартире в Полуэктовом переулке. Из-за холодов им приходилось ютиться в одной комнате, закрывая полы и стены коврами. О снятом ими жилье поэт позже рассказал в поэме «Хорошо!»: «Двенадцать квадратных аршин жилья. Четверо в помещении — Лиля, Ося, я и собака Щеник». Хотя работали все трое, денег на овощи и фрукты не хватало. Из-за этого Лиля заболела авитаминозом. Так в этой же поэме появились строки: «Не домой, не на суп. А к любимой в гости. Две морковинки несу за зеленый хвостик». Здесь Брики и Маяковский жили с 1919 по 1920 год.

В.В. Маяковский, Л.Ю. Брик, О.М. Брик (фото А.М. Родченко)
Фото с сайта muzeimayakovskogo.ru

Доходный дом Российского общества застрахования капиталов и доходов

Милютинской пер., 11

С 1919 по 1922 год в этом доме находилось Российское телеграфное агентство (РОСТА). Художественно-изобразительный отдел, куда в октябре 1919 года устроился на работу Владимир Маяковский, располагался на четвертом этаже здания и занимался выпуском агитационной продукции: плакатов и сатирических бюллетеней «Окна сатиры РОСТА». Вывешивались плакаты в витринах пустующих магазинов – отсюда возникло и название.

«Вспоминаю — отдыхов не было. Работали в огромной нетопленной, сводящей морозом (впоследствии — выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской РОСТА», - писал о своей работе Маяковский.

Плакаты создавались вручную и тиражировались с помощью трафаретов – рисовалось до ста плакатов в день.

В статье «Только не воспоминания» Маяковский напишет: «Окна Роста» фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища».

Вместе с Маяковским работали такие художники, как Черемных, Малютин, Лавинский, Моор, Нюренберг и другие.

Бывшее здание телеграфного агентства (РОСТА) в Милютинском переулке
Ольга Ваганова/АиФ

Квартира Бриков в Водопьяном переулке

Водопьяный переулок, 3 (дом не сохранился)

В сентябре 1920 г. Брики переехали в Водопьяный переулок - Лиля, Осип и Маяковский получили три комнаты в коммунальной квартире. Самую большую комнату занимала Лиля, здесь стоял рояль, стол и кровать, над которой висела табличка: «На кровать никому садиться нельзя».

«Квартира быстро превратилась в место, куда приходили спорить, играть в карты, пить чай, завтракать, обедать и ужинать. Сутки напролет здесь находились люди. “По сравнению с тем, что там делалось, публичный дом – прямо церковь, – сетовал Маяковский. – Туда хоть днем не ходят. А к нам – целый день; и все бесплатно”. Когда карточные страсти накалялись – а происходило это постоянно, – на двери появлялась табличка “Сегодня Брики не принимают”».

Между Водопьяновым переулком и Лубянским проездом разворачиваются события поэмы В.В. Маяковского "Про это"

В.В. Маяковский и Л.Ю. Брик в квартире в Водопьяном переулке
Фото с сайта muzeimayakovskogo.ru

Дача в Сокольниках

Майский просек (дача не сохранилась)

В своих воспоминаниях Лиля Брик писала: «…из-за того, что у Владимира Владимировича была комната и в Лубянском проезде, его стали выселять из коммунальной квартиры на Водопьяном переулке, где у нас было две комнаты. Он судился, но отстоять комнату ему не удалось, пришлось нам переехать в Сокольники, где мы с ним жили до 1926 года, когда получил квартиру в Гендриковом переулке. В Сокольниках у нас было три комнаты. Одна – большая, в ней стоял молчаливый рояль и бильярд, на котором много играли. Жить в Сокольниках было далеко и трудно – без ванны, ледяная уборная. Володя стал хлопотать о квартире в Москве».

Квартира Маяковского в Гендриковом

Маяковского пер, 15/13

В 1926 году, после хождения по инстанциям, Маяковский получил квартиру в Гендриковом переулке. Владимир Владимирович сам нарисовал план перепланировки, в результате которой появились гостиная, три комнаты, а за счет уменьшения кухни удалось разместить сидячую ванну в совмещенном санузле.

Квартира досталась Маяковскому в ужасном состоянии, необходим был ремонт, на который поэт потратил большие по тем временам деньги – 3069 руб. 32 коп. В связи с небольшой площадью квартиры мебель приходилась делать на заказ. На двери квартиры Маяковский повесил табличку «Брик. Маяковский».

Гендриков становится штаб-квартирой ЛЕФа (творческое объединение «Левый фронт искусства»). С середины 1929 года на квартире проходили собрания литературно-художественно группировки «Реф». Здесь спорили, составляли и редактировали номера журнала, играли в карты. Частыми гостями были Николай Асеев, Борис Пастернак, Всеволод Мейерхольд и многие другие.

В 1930 году в квартире на Таганке друзья устроили Маяковскому чествование, посвященное 20-летию его литературной деятельности.

В 1935 году переулок получил имя поэта, название сохранилось и сейчас. А в 1938 году в этом здании открылась библиотека-музей В.В. Маяковского, просуществовавшая здесь до 1972 года и преобразованная в Государственный музей В.В. Маяковского.

Дом Маяковского в Гендриковом переулке
wikipedia.org

Здание «Комсомольской правды»

Малый Черкасский пер., 2

Маяковский сотрудничал со многими издательствами. К середине 1920-х годов поэт работал в 35 газетах и 57 журналах. 5 мая 1926 года в газете было напечатано стихотворение «Четырехэтажная халтура», с этого началась работа Маяковского в редакции "Комсомольской правды".

"Вопросы / и трудные, / и веселые, / и скользкие, / и в дни труда / и в дни парадов - / ставила, / вела / и разрешала / "Комсомольская / правда".

Поскольку газета предназначалась для молодежи, то и состав ее сотрудников был тоже исключительно молодежный. Главным редактором «Комсомолки» был 28-летний критик и публицист Тарас Костров, именно ему адресовано одно из самых романтичных стихотворений поэта «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущностях любви».

Об атмосфере, царившей в редакции, писала Галина Серебрякова: «Обычаи редакции в первое десятилетие были своеобразны. Сотрудники и, особенно, посетители предпочитали стульям столы, подоконники и кипы книг на полу, Маяковский, взобравшись на чей-то письменный стол, как бы чеканя мысль, излагал план своей будущей поэмы «Капитал», на которую вдохновил его гениальный и поэтичнейший, по его словам, Маркс».

Бывшее здание газеты "Комсомольская правда"
wikipedia.org

«Кафе Поэтов»

Настасьинский переулок, 1 (здание не сохранилось)

На углу Тверской и Настасьинского переулка когда-то находился дом Севостьянова, в подвале которого в 1917 году футуристы Василий Каменский, Давид Бурлюк и Владимир Маяковский на деньги булочника Филиппова основали «Кафе поэтов». Интерьер обустроили сами. Стены и потолок выкрасили в черный цвет и расписали поэтическими цитатами. Маяковский первым делом нарисовал на стене красного слона с закрученным хоботом и на животе написал: «Маяковский». ««Кафе поэтов» отсылало к дореволюционным традициям артистического подвала «Бродячая собака» в Петербурге. Символом преемственности стала желтая блуза, которую Маяковский надел впервые после встречи с Лилией Брик». «В кафе поэтов шли, как ходят в «зоологический сад смотреть нового бегемота».

В декабрьском письме 1917 года к Брикам поэт пишет:

«Москва, как говорится, представляет из себя сочный, налившийся плод, который Додя, Каменский и я ревностно обрываем. Главное место обрывания — «Кафе поэтов».

Маяковский дал артистическому приюту прозвище «Революционная бабушка кафе-поэтных салончиков».

Кафе просуществовало недолго, в апреле 1918 года оно было закрыто, а дом Севастьянова позже был снесен.

Портрет Владимира Маяковского
Фото с сайта muzeimayakovskogo.ru

Здание «Известий»

Пушкинская площадь, 3

В 1922—1927 годах Маяковский активно сотрудничал с «Известиями».

Поэт писал:

«Люблю Кузнецкий / (простите грешного!), / потом Петровку, / потом Столешников; по ним / в году / раз сто или двести я / хожу из «Известий» / и в «Известия».

Главный редактор «Известий» Юрий Стеклов не любил стихи Маяковского и не печатал их. О начале своей работы в издательстве Маяковский рассказал на диспуте «Больные вопросы советской печати» 14 декабря 1925 года: «Я лично ни разу не был допущен к Стеклову. И напечататься мне удалось только случайно, во время его отъезда, благодаря Литовскому1. И только после того, как Ленин отметил меня, только тогда «Известия» стали меня печатать».

В «Известиях», за годы сотрудничества Маяковского с ним, было опубликовано 62 произведения поэта.

Историческое здание "Известий"
wikipedia.org

Триумфальная площадь

В начале XX века площадь называлась – площадь Старых Триумфальных ворот. До революции Маяковский бывал в цирке братьев Никитиных, который был построен в 1911 году, а впоследствии стал знаменитым театром «Сатиры», где в 1950-е годы режиссер Валентин Плучек поставил спектакли по пьесам Маяковского: «Мистерия буфф», «Баня» и «Клоп».

В 1920 году в здании на углу Тверской и Садовой разместился Государственный театр им. Всеволода Мейерхольда. В ГосТИМе часто бывал Маяковский, приходил на репетиции «Клопа» и «Бани». В 1933 году театр был закрыт на реконструкцию.

В 1935 году сама площадь была переименована в площадь Маяковского, а в 1958 году появился памятник поэту скульптора Александра Кибальникова.

В 1960-е годы Триумфальная площадь становится главной литературной площадкой Москвы, у памятника собирались и читали свои стихи Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и многие другие.

Триумфальная площадь
wikipedia.org

Рабочая комната поэта

Лубянский проезд, 3/6, с. 4

В 1919 году Владимир Маяковский в Лубянском проезде, как сотрудник Наркомпросса, получил комнату в коммунальной квартире – рабочий кабинет. «Комнатенка-лодочка» – так ласково поэт называл ее и сравнивал себя с очками, втиснутыми в футляр. Здесь были написаны многие произведения, в том числе поэмы «Про это», «Хорошо», «Владимир Ильич Ленин».

В этой комнате бывали нарком просвещения Анатолий Луначарский, поэт Николай Асеев, писатель Виктор Шкловский, режиссер Всеволод Мейерхольд, кинорежиссеры Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, художники Дмитрий Моор, Николай Денисовский, Михаил Черемных, Антон Лавинский, Александр Родченко, актриса Нато Вачнадзе.

«Маленькая холостяцкая комнатка с почерневшим нетопленным камином, шведским бюро с задвигающейся шторной крышкой и на белой стене вырезанная из журнала и прикрепленная кнопкой фотография Ленина на высокой трибуне», - так описывал кабинет поэта Валентин Катаев.

В этой комнате 14 апреля 1930 года прозвучал выстрел, который оборвал жизнь Маяковского. Борис Пастернак вспоминал об этом дне: «Он лежал на боку, лицом к стене, хмурый, рослый, под простыней до подбородка, с полуоткрытым, как у спящего ртом. Горделиво ото всех отвернувшись, он даже лежа, даже и в этом сне упорно куда-то порывался и куда-то уходил…».

В 1974 году двери этого дома откроются вновь, но уже для посетителей Государственного музея В.В. Маяковского (сейчас здание находится на капитальном ремонте).

Государственный музей В.В. Маяковского. Вход со внутреннего двора
wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

Маршруты по теме

0 комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии, авторизуйтесь пожалуйста.
Выбрать регион