Москва Британская
В столице не так много архитектурного наследия британцев. В зодчих делах преуспели итальянцы и французы. Зато немало «английских следов», оставленных в истории города и страны выдающимися личностями. Где в Москве можно ощутить «дух» Британии, рассказываем в материале.
Связь с англичанами прослеживается еще с момента основания Москвы. По версии историка Василия Татищева, матерью Юрия Долгорукого была вторая жена Владимира Мономаха — принцесса Гита Уэссекская, дочь последнего англо-саксонского короля Англии Гарольда II Годвинсона. Так ли это, доподлинно неизвестно, сведения о дате рождения основателя Москвы Долгорукого в исторической хронике расходятся.
Но, что известно наверняка, официальные торговые отношения между Великобританией и Россией (Москвой) начались еще в средневековье, в XV веке при Иване Грозном.
В это время англичане, завистливо поглядывая на своих морских конкурентов испанцев и португальцев, торговавших на Востоке, начинают искать новые рынки сбыта. В 1553 году в Северный Ледовитый океан отправляются три судна под командованием Ричарда Ченслора и Хью Уиллоби. Экспедиция рассчитывала доплыть до Китая, но два корабля терпят крушение, а судно Ченслора успешно причаливает к нынешнему Северодвинску. Английскую торговую делегацию посуху доставляют в Москву, где их принимает сам Иван Грозный.
После заключения торгового соглашения, англичане беспошлинно начали ввозить в Россию оружие, порох, свинец, сукно, оловянную посуду. А в 1556 году Грозный царь, заинтересованный в отношениях с новым государством, пожаловал британцев дворцом.
Английское подворье (Варварка, 4), самый старинный британский памятник в Москве. Изначально дом принадлежал царскому постельничему Ивану Бобрищеву по прозвищу Юшка. Как и многие купеческие дома той эпохи, здание сочетало парадные покои с обширными складскими и хозяйственными помещениями. После размещения на дворе английского посольства, здесь закипела богатая жизнь: на свое содержание британцы ежедневно получали четверть быка, четыре барана, двенадцать кур, два гуся, одного зайца или тетерева, шестьдесят два хлебных каравая, пятьдесят яиц, четверть ведра средиземноморского вина, полведра водки и два ведра меда.Сегодня в старых палатах работает музей «Английское подворье», личное участие в открытии которого принимала сама королева Великобритании Елизавета II и ее супруг принц Филипп.
Немного английскости можно найти и на главной площади столицы. До XVII века кремлевские башни были плоскими, без шатровых завершений, и представляли собой обыкновенную средневековую крепость. Куранты и шатер на Спасской башне появились при первом Романове царе Михаиле Федоровиче в 1620-ых годах.
Работами по их установке руководил шотландский мастер Христофор Галлоуэй. Изобретатель придумал для часов особый механизм, где роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укрепленное неподвижно в верхней части циферблата.
Произведение Галлоуэя сегодня не увидеть: нынешние кремлевские куранты были установлены в середине XIX века.
Еще один утраченный памятник архитектуры Сухарева башня, или, как ее прозвали в народе, Башня Колдуна связана с именем знаменитого англичанина Якова Брюса, сподвижника Петра I. Башня стояла посреди Сухаревской площади, в ней располагалась обсерватория, которой заведовал Брюс. Он был образованнейшем человеком своего времени, реформировал российскую артиллерию, строил обсерватории, владел огромной библиотекой и проводил алхимические опыты. «Колдун, не иначе», - разносила молва, не веря, что одна голова может столько всего знать. Крепостные графа были уверены, что он умеет летать. Вот и башня обрела дурную славу, чуть ли не до момента сноса, а это 1934 год, считалось, что Яков Брюс замуровал где-то в ее стенах свою тайную черную книгу.
Оставил колдовскую метку сподвижник Петра и в доме графа Алексея Мусина-Пушкина (Спартаковская улица, 2/1). Замужем за одних из Мусиных-Пушкиных была внучатая племянница Брюса. Потому и родовой особняк окутала слава «нехорошего» дома. Поговаривали, что там обитает призрак Брюса. А белую трапецию в аттике здания, где раньше находились солнечные часы, называли крышкой гроба. Ведь согласно народной молве, колдун замуровал в стенах дома свою покойную жену. Но бедняга Брюс во владении Мусиных-Пушкиных даже никогда не жил.Кстати, именно здесь во время пожара 1812 года сгорел подлинник «Слово о полку Игореве», входивший в обширную библиотеку историка Алексея Мусина-Пушкина.
Благодаря англичанину Михаилу Медоксу началась в Москве история Большого театра (Театральная площадь, 1). Вместо сгоревшего Знаменского оперного дома, антрепренер Медокс начал постройку Петровского театра, который считается прародителем нынешнего Большого. В театре было четыре яруса с ложами и две просторные галереи. Театральный зал вмещал 800 зрителей и еще столько же публики вмещалось на галереях. Актерский состав Петровского театра состоял из свободных и крепостных. Также в нем выступали итальянские, немецкие и французские труппы.В 1805 году здание сгорело, и большинство артистов перешли в новый Арбатский театр. А в 1825 году на месте Петровского был построен Большой театр.
Еще одно английское место Москвы находится совсем рядом с театром — это нынешний ЦУМ (Петровка, 2). До революции он был торговым домом шотландцев Эндрю Мюра и Арчибальда Мерилиза. Семиэтажное здание в стиле неоготики было построено в 1908 году после того, как предыдущий магазин предпринимателей на Театральной площади сгорел. Торговый дом работал под вывеской «Мюр и Мерелиз» и слыл в Москве одним из главных магазинов, где можно было купить все. «Выставка всего того, чем торгует столица применительно ко вкусам как богатых великосветских кругов, так и средних слоев населения», — писали в газетах. Затем магазин национализировали, а в 1922 на его месте открылся ЦУМ.
Здание гостиницы «Метрополь» (Театральный проезд, 2), которое является самой масштабной постройкой эпохи модерна, проектировалось британским архитектором и художником Вильямом Валькотем. Здание возводилось на основе старой трехэтажной гостиницы купца Челышева. Открылась гостиница в 1905 году, была рассчитана на 400 номеров, из которых, в соответствии с духом эпохи модерна, не было двух одинаковых.
Валькот же долго работал в России и также строил особняки для состоятельных господ, а в 1908 году вернулся в Лондон, где его карьере пришел конец. В Британской столице архитектор построил только одно здание.
Самым аутентичным британским местом в Москве можно назвать Англиканскую церковь Святого Андрея (Вознесенский переулок, 8). Здание построено в 1880-х годах по проекту английского архитектора Нила Фримана специально для британской общины в стиле настоящей викторианской готики. К базилике из темно-красного кирпича примыкает башня с входным порталом, увенчанная четырьмя маленькими остроконечными башенками. На решетке церковных ворот изображены три традиционных символа: роза, трилистник, чертополох – Англия, Шотландия, Ирландия. Церковь до сих пор действующая, богослужения здесь проходят только на английском языке, но прийти может каждый.
Мало кто знает, что в особняке нынешнего Музея современной истории на Тверской (Тверская, 21) в XVIII веке располагался Английский клуб. Клуб представлял собой джентльменское собрание элиты Москвы. Аристократы играли здесь в карты, баловали себя роскошными обедами и дискутировали на политические темы. Александр Пушкин, его дядя и отец – все были членами клуба. Кстати, стать его участником было крайне сложно: численность собрания составляла в среднем триста человек, а в ожидании на вступление были тысячи. Место могло освободиться, если кто-нибудь из джентльменов не выплачивал карточный долг, нарушал правила клуба или попросту умирал.
Закончим прогулку по «английской» Москве на улице Спиридоновка. Одно из лучших произведений знаменитого зодчего Федора Шехтеля – особняк Саввы Морозова (Спиридоновка, 17) представляет собой стилизацию под сказочную английскую готику.
Известный купец Морозов был выпускником Кембриджа, обожал все английское и готическое. И для себя и своей жены Зинаиды вознамерился построить в Москве роскошную усадьбу с намеком на Англию.
Шехтель, тогда еще не бывший в звании архитектора, выполнил задачу безупречно: соединил в одном здании элементы укрепленного замка и роскошного особняка. Внешне здание выглядит довольно аскетично, а внутренние пышные интерьеры воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Над убранством интерьеров работал сам Врубель.
Сейчас здесь располагается дом приемов МИД России.