Московское центральное кольцо. Взгляд в историю

Московское центральное кольцо, которое сегодня служит наземным метрополитеном, вовсе не было построено «с нуля». На его месте с начала XX века находилась Окружная железная дорога, опоясывающая всю Москву. Служила она тогда в основном для перевозки грузов.

Электропоезд "Ласточка"
wikipedia.org

Ликвидировать товарные пробки

На рубеже XIX—XX веков Москва стала огромной товарной «пробкой» по всей железнодорожной сети. По подсчетам специалистов, ежедневно московский железнодорожный узел обслуживало четыре тысячи вагонов, а перевозкой грузов со станций по городу занималось 20 тысяч ломовых извозчиков. Разгрузка московского узла стала вопросом государственного значения. По приказу Николая II и при поддержке министра финансов Сергея Витте решено было построить вокруг Москвы кольцевую железнодорожную линию.

Объявили конкурс. Из 13 предложенных проектов был выбран вариант инженера путей сообщения Петра Рошевского, который предложил линию Московской окружной железной дороги диаметром в 54 - 55 километра. Изначально планировалось построить «железку» в четыре пути, два из которых предназначались для пассажирского движения и два – для грузового. Однако из-за недостатка средств было спроектировано кольцо только с двумя грузовыми путями.

Официальная церемония начала работ по постройке Окружной дороги состоялось 3 августа 1903 года. В ходе строительства использовались передовые технологии — телефонная линия фирмы «Л.М. Эриксон и компания», электрожезловая система Вебб-Томпсона с семафорами, системы управления движением Макс-Юделя.

Все 14 станций кольца были построены в модном тогда стиле модерн. Черепицу для крыш закупили в Варшаве, часы заказали у знаменитой швейцарской фирмы «Павел Буре». Кстати, один экземпляр сохранился до сих пор — он находится в кабинете начальника станции «Пресня».

Первый поезд по Малому кольцу был отправлен в 1907 году, но правительственная комиссия заметила недоработки, и открытие дороги забраковала. Регулярное движение поездов на кольце началось 20 июля 1908 года.

Москва полностью оказался в границах новой трасса, дорога прошла по городским пригородам, полям и дачным участкам, при этом на севере она отстояла от центра на 12 км, а на юге — всего на 5 км, то есть была не совсем круглая. В 1908 году окружная железная дорога стала неофициальной городской границей, а в 1917 году эта граница была уже официально оформлена.

Несмотря на то, что железнодорожные пути были предусмотрены только для грузового транспорта, некоторое время Московская окружная все-таки осуществляла перевозку пассажиров. По кольцу ходили пассажирские поезда. Были открыты станции-вокзалы с билетными кассами: Владыкино, Воробьевы Горы, Братцево, Серебряный Бор, Лихоборы, Лефортово, Канатчиково, часть из которых сохранилась и по сей день. Когда к концу 1920-х годов к московским окраинам, по которым проходила дорога, подвели маршруты автобусов и трамваев, пассажирское движение здесь постепенно сошло на нет. С тех пор трасса использовалась только грузовыми поездами, которые как доставляли грузы в столицу, так и следовали через нее транзитом. Окружная дорога оправдала ожидания: она разгрузила подъезды к московским вокзалам, грузооборот вырос в несколько раз, ломовые извозчики перестали перекрывать улицы города. Дорога постепенно обрастала подъездными ветками, ведущими к фабрикам и заводам, их продукция быстро уходила в нужных направлениях.

Здание станции Канатчиково
wikipedia.org

Дорогу - электричкам

Во время Великой Отечественной войны кольцо служило для переброски боеприпасов на фронт из восточных регионов страны, где располагались заводы, танки и другое тяжелое вооружение. На средства железнодорожников для Советской армии был построен бронепоезд «Москва», который был снят в фильме «В шесть часов вечера после войны».

А в послевоенное время в России начался массовый этап электрификации железных дорог. Доля железнодорожного транспорта страны, работающего на электроэнергии, к 1950 году составляла 15%.  Тогда обнаружился основной недостаток сооружений окружной дороги: старые мосты с низкими порталами не позволяли без крупных вложений электрифицировать трассу. Поэтому, когда по городским железным дорогам пустили электрички, малое кольцо обошли стороной. Магистраль продолжали использовать грузовые поезда, так как они работают без электротяги, но конструкция Московской окружной до недавнего времени оставалась практически неизменной, только в 1970 году были построены новые подъездные пути.

Памятник ко столетию Малого кольца на станции Лихоборы
wikipedia.org

Новая жизнь - МЦК

Возобновить пассажирские перевозки на Московской окружной дороге пытались в 1960-х годах, и напоминанием об этом служит недействующий выход в центре станции метро «Ленинский проспект», который ведет к пассажирской платформе Окружной дороги. Тогда идея не была реализована.

Лишь в 2012 году московскими властями принято решение о начале масштабной реконструкции и организации пассажирского движения по Малому кольцу. Все необходимые работы были проведены за четыре года.  В сентябре 2016 года Московское центральное кольцо (МЦК) после 82-летнего перерыва снова начало перевозку пассажиров.

Обновленная окружная железная дорога дополнила столичную подземку. С 17 из 31 станции можно быстро попасть в метрополитен: они либо связаны друг с другом переходами, либо находятся в пешей доступности. Пассажиров на МЦК перевозят скоростные поезда «Ласточка», оборудованные мультимедийными экранами, бесплатным Wi-Fi, а также розетками. Меньше, чем за год работы МЦК перевезло более 50 миллионов человек.

Платформа Лужники
wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

0 комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии, авторизуйтесь пожалуйста.
Выбрать регион